Аналитика

Поддержка современного искусства государством выражается, прежде всего, не в деньгах, а в статусности

Поддержка современного искусства государством выражается, прежде всего, не в деньгах, а в статусности
На премьере бродвейского мюзикла "Красавица и чудовище", которая состоялась в Москве 11 октября, присутствовала жена президента РФ Светлана Медведева. Она была приятно удивлена  и выразила поддержку организатору показа Дмитрию Богачеву, генеральному директору компании Stage Entertainment, в организации таких же показов, гастролей этого мюзикла в регионах России. Ближайшие города, в которых может состояться показ мюзикла, - Петербург и Нижний Новгород.

Без государственной поддержки и поддержки меценатов такое мероприятие даже в Москве было бы невозможно. Я считаю, что власть может и должна помогать театрам, молодым, начинающим коллективам при создании такого рода мероприятий, мюзикл это или театральная постановка, - соединить бизнес и искусство. Вот в этом и должна выражаться государственная политика в плане культуры и искусства. Для этого нужна политическая воля, воля руководителя, отвечающего за культуру. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев относится к искусству неравнодушно: он построил цирк, ремонтирует ТЮЗ, и, возможно, сделает еще много хорошего для культуры, но на одного Шанцева рассчитывать неправильно. Это должна быть системная работа аппарата, отвечающего за вопросы социально-экономического и культурного развития, в первую очередь.

Я считаю, что не надо тратить на современное искусство государственные деньги, областные и муниципальные, потому что есть куда их потратить. У нас в регионе много неотремонтированных домов культуры, клубов, которые стоят на дотации, на них всегда нужны деньги.

К примеру, однажды мы приехали в Москву, приходим в гости к главному режиссеру театра "Современник" Галине Борисовне Волчек и спрашиваем, обращает ли внимание на культуру правительство Москвы. И нам отвечают, что правительство помогло найти театру определенную поддержку в виде банка, помогло им выстроить отношения между собой. Театральные люди мало знают о коммерческой составляющей, как может банк сотрудничать с театром и удовлетворять свои имиджевые потребности, а театр - свои насущные. В этом и состоит задача министерств, ведомств, отвечающих за культуру. Соединять бизнес и культуру – удел менеджмента. Мюзикл – это красивый формат, который можно подать очень грамотно при наличии профессионального менеджмента, который выражается в поисках партнеров, инвесторов, рекламодателей. Люди иногда не знают, куда вложить деньги и как усилить свой положительный имидж. А вот такие проекты, как "Красавица и чудовище", дают серьезный имидж любому банку, любой страховой компании даже в период экономического кризиса. Это одно из средств повышения доверия населения к банковским структурам. А власть должна быть просто неким арбитром, который помогает искусству и коммерческим структурам соединиться вместе.

Меценаты всегда поддерживали культуру и искусство. Вспомните - нижегородское купечество, нижегородские предприниматели помогали в том числе и артистам, потому что они были глубоко верующие люди и понимали, что это нужно делать. Они помогали не для себя, не для имиджа.

В настоящее время всем уже надоели "Народные артисты", "Фабрики звезд" и прочие проекты, где поют под фонограмму одними и теми же голосами, в одинаковых форматах. Это неинтересно, скучно, это низкий уровень. Молодежь  устала от фонограммной музыки, которая льется из радиоприемников, с экранов телевизоров. Надо что-то настоящее, а мюзикл - островок настоящего в том болоте, которое нас сейчас окружает.

В Нижнем Новгороде есть камерный театр им. Степанова, где художественным руководителем является Сергей Миндрин, директором - Николай Коровин. Вот вам пример для подражания: люди стараются, не имея никакой поддержки, ни государственной, ни коммерческой, на голом энтузиазме делают мюзикл. Недавно в нижегородском театре драмы состоялся их мюзикл "Безымянная звезда". Но не было никакой поддержки от властей, рекламное содействие наши нижегородские СМИ тоже оказывали по остаточному принципу. Никто не пишет об этом событии, никому это не интересно, к сожалению.

В действительности же мюзикл - очень хороший формат. Здесь и вокалисты могут проявиться, и хореографы, и балет. Это живой оркестр, который нужно правильно усадить, чтобы все слаженно сыграли, и для которого надо распечатать ноты, то есть нужна еще работа типографий. Это и костюмы, свет, звук. Поставить мюзикл - очень большая работа, намного сложнее, чем снять клип на компьютере и показать его. Это серьезный комплекс, в котором может быть задействовано множество нижегородских компаний, и бизнесов, и творческих коллективов.

Мы все забыли про такой жанр, как оперетта. Мюзикл - это на самом деле оперетта, только у нас это понятие непопулярно. Надо современными средствами переводить старые форматы в новые, которые понятны молодому поколению.

То, что мы видели в Москве на премьере - это нечто грандиозное: живой звук, оркестр, хорошие декорации, недешевые, надо заметить; выверенная режиссура. Сразу было видно, что мюзикл репетировали много дней. Самое ценное в этом мюзикле то, что здесь принимали участие все-таки российские  исполнители. Алексей Кортнев, солист группы "Несчастный случай", например, написал русскую версию текста к мюзиклу. На премьере мюзикла в Москве присутствовало много знаменитостей. Там был Филипп Киркоров, Екатерина Андреева - главный редактор программы "Время" на Первом канале, Иосиф Пригожин с Валерией, Оксана Пушкина, Оксана Федорова и многие другие. Кроме того, на показ мюзикла приехал Алан Менкен - композитор Диснеевских мультиков, в том числе мультфильма "Русалочка" "Красавица и чудовище", и автор одноименного мюзикла. Помимо этого, организаторы пригласили всех директоров концертных агентств и театров из регионов, чтобы люди могли своими глазами посмотреть, как Бродвейская дрессура, выверенная точность движений, четкая, слаженная игра музыкантов сочетается с нашей русской душой. Это высокий уровень, и чтоб его взять, надо постараться.

В целом за Нижний Новгород в плане искусства мне обидно и стыдно. Когда мы делали грандиозный концерт в рамках международной сельскохозяйственной выставки "Зеленая неделя" в Берлине, там присутствовали представители 15 регионов, входящих в Приволжский федеральный округ. Участвовали различные творческие коллективы, и хореографические, и танцевальные, и инструментальные, и вокальные. На фоне хорового коллектива из Оренбурга, на фоне башкирского танцевального ансамбля им.Гаскарова, на фоне самарской группы "Баян-микс", Нижний Новгород выглядел бледнее всех.

А что делать подрастающему поколению, которое оканчивает в Нижнем Новгороде музыкальное училище, театральное училище, всем ехать в Москву? Потому что в Нижнем Новгороде состояться молодому человеку с любым образованием: хоть фортепианным, хоть дирижерским, хоть вокальным, хоть режиссерским, -  невозможно, здесь практически никто никому не нужен. А вот если благодаря таким проектам, как "Красавица и чудовище", люди на местах начнут понимать, что надо развивать именно такое искусство, и помогать, тогда молодые люди, заканчивающие все перечисленные высшие и средние учебные заведения, будут оставаться здесь. Потому что, например, все мои коллеги, которые оканчивали со мной музыкальное училище, находятся в Москве. Никто из них не применил своего музыкального образования, кроме Александра Орлова, который является заместителем художественного руководителя нижегородской хоровой капеллы мальчиков. Сейчас в Нижнем Новгороде музыкантам и актерам негде себя применить.

Я думаю, что премьера мюзикла "Красавица и чудовище" в Нижнем Новгороде может состояттся в октябре-ноябре 2009 года. Сейчас ведутся активные переговоры нашей компанией StageMaster с Disney и со Stage Entertainment.

Все новости раздела «Аналитика»

Нижний Новгород
Интервью
Аналитика
Комментарии
28 марта