Аналитика

С ценностями, спущенными сверху, России почему-то никогда не везло

 С ценностями, спущенными сверху, России почему-то никогда не везло
Поиск национальной идеологической платформы, без которой стране сложно двигаться дальше, на мой взгляд, может быть решен с помощью грамотной национальной политики в области культуры. Смогли же это сделать в Германии? А в нашем случае, когда такой политики не наблюдается в России, и даже попытка создать единый учебник истории вызывает справедливое подозрение в очередной попытке манипуляции общественным сознанием, выполнить эту миссию могут отдельные культурные проекты. Правда не так быстро, как это происходит в Европе, зато более надежно. Потому что ценности гражданского общества, о которых пока мы можем только мечтать, могут быть сформированы этим самым обществом. С ценностями, "спущенными сверху", России почему-то никогда не везло.

Мне хотелось бы перечислить некоторые из проблем, обозначенных деятелями культуры на семинаре Благотворительного фонда Владимира Потанина "Меняющийся музей в современном мире" в Нижнем Новгороде.

Важная проблема - это проблема диссонирующего культурного наследия. Наше прошлое во многом такое страшное, а перспективы такие непредсказуемые, что молодые люди сознательно пытаются от них дистанцироваться. В том числе и географически, не связывая свое личное будущее с будущим страны.

Интересы государства кардинально не совпадают с интересами человека. Общественные богатства не конвертируются в социальные блага, в том числе в создание физически и психологически комфортной среды обитания. Государству человек не нужен, ему нужны безразлично кем произведенные экспортные товары.

Трагическое непонимание самим обществом, что разнообразие (культурное, этническое, политическое) – важнейший ресурс развития. Как следствие непонимание того, что власть не может нормально функционировать в отсутствии системного оппонирования.

Спрошу: может ли отдельный человек с самостоятельно разработанным информационным или культурным проектом повлиять на решение этих проблем? Может. При условии, что грамотно сформулирует задачи, в решении которых поможет его проект. Весь секрет здесь в точке отсчета, которой должна стать не только потребность в самореализации автора, но и потребность общества или хотя бы локального сообщества. В Нижнем Новгороде есть такие авторы и такие проекты. Это Андрей Носов с интернет-проектом "Культура в городе", Виктория Катамашвили с ее сайтом "Мастерская радуги", оказывающим реальную помощь в развитии художественных промыслов на территории Нижегородской области, Виктория Азарова, которая реализует учебный проект для молодых журналистов "Летающий слон", Михаил Рубинштейн и его интернет-проектом "НеФормат" и другие.

Потенция успеха не у тех проектов, которые направлены на удовлетворение личных амбиций, а у тех, которые становятся центрами социальной активности. У "Мастерской творческих проектов "Нескучный Нижний", которую я возглавляю, появилось желание собрать авторов всех проектов улучшения городской среды и попытаться совместными усилиями выявить проблемы, ими решаемые. Ведь правильно сформулированная проблема – залог точного определения целевой аудитории, задач и методов. В конце концов, именно такие общественные инициативы и ведут к постепенному формированию в стране гражданского общества. Чтобы, пусть не нам, но хотя нашим детям и внукам не захотелось поменять эту страну на какую-нибудь другую.

Гражданские проекты развиваются на фоне формального подхода к развитию культуры в Нижнем Новгороде официальными структурами. Так, получив заказы на проведение экскурсионных программ по Нижнему Новгороду в мартовские праздники, наше экскурсионное бюро "Нескучный Нижний" до 7 марта безуспешно пыталось получить информацию, будут ли работать государственные музеи 8-го (ряд нижегородских музеев в Нижнем Новгороде 8 марта были закрыты. В этот же день музеи в Москве, например, не только работали, но работали бесплатно – Ред.). Один из самых "сложных" для посетителей – Музей художественных промыслов на ул. Большая Покровская. Казалось бы: центр, высокий интерес к промыслам края и т.д. Музей не готов переработать лишние часы, чтобы принять туристов с теплоходов в летний сезон. Не готов разрешить вести экскурсии по залам не штатному экскурсоводу, а студентам, креативным группам и т.д. В социальной сети Facebook широко обсуждалась история, когда в одну из суббот в музей пришли нижегородцы, списавшиеся в этой социальной сети, и решившие послушать специально подготовившуюся студентку-пятикурсницу на тему развития деревянного зодчества. Они заплатили за билеты, но вместо удовольствия получили скандал – со своим экскурсоводом в музей нельзя!

Главная проблема нижегородских музеев – они не формируют событий: фестивалей, праздников, программ, которые привлекали бы нижегородцев и гостей города. Таких событий, какие есть, например, в Перми, Гороховце, Кирове.

Может быть, "культурные" гражданские инициативы и есть свидетельство того, что наше общество начинает просыпаться? А разговор о музеях – это в части своей и разговор о формировании нижегородской идентичности, и о возможностях самореализации человека здесь и сейчас, и о судьбах Родины.

Все новости раздела «Аналитика»

Нижний Новгород
Интервью
Аналитика
Комментарии
19 апреля