Аналитика

Трагедия в Бирюлево заставляет в масштабах государства поставить вопрос о том, нужно ли нам такое количество рабочей силы мигрантов

 Трагедия в Бирюлево заставляет в масштабах государства поставить вопрос о том, нужно ли нам такое количество рабочей силы мигрантов
Национальная политика – вопрос общегосударственного, а не только муниципального уровня. Буквально накануне, 15 октября, Совет Федерации России одобрил закон об ответственности региональных и муниципальных чиновников в сфере межнациональных отношений. Справедливости ради, стоит отметить, что представителям верхней палаты парламента в этом вопросе принадлежит роль второстепенная. Сама же инициатива принадлежит группе депутатов Государственной Думы. Как вы догадываетесь, поводом для необычно скорого на руку законотворчества послужили последние события в столичном районе Бирюлево. На фоне трагедии и народных волнений новый закон выглядит весьма актуальным. Хотя насчет его эффективности я бы не торопился делать выводы.

Напряженная атмосфера взаимоотношений коренных жителей и мигрантов, которая сложилась в столице, заставляет вздрогнуть каждого нормального человека. Конечно, ситуация там сложилась нездоровая, и она требует сегодня кардинальных мер, вмешательства властей всех уровней. Наша общая цель - мы все хотим жить спокойно, чувствовать себя защищенными законом и правоохранительными органами. И я искренне уверен, что ни один нормальный человек не хочет конфликтов и вражды на межэтнической, религиозной почве.

Наша страна на протяжении столетий была многонациональным государством, как впрочем, и большинство городов на ее карте. Нижний Новгород в этом вопросе не исключение: здесь долгий период истории живут рядом представители практически всех официальных конфессий. А в последние годы, когда экономика города активно развивалась в новых сегментах свободного рынка, наш город стал еще и привлекательным центром притяжения трудовой миграции для выходцев из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья.  Если обратиться к статистике, то мы увидим, что за восемь месяцев 2013 года на территории Нижегородской области зарегистрировано всего 131,935 тыс. мигрантов. При этом надо понимать, что порядка 70% из них оседает именно в Нижнем Новгороде. Что, безусловно, усложняет работу муниципалитета в данном направлении.

Совершенно не случайно два года назад по моей инициативе в городе заработал Межконфессиональный совет. Нужны были реальные институты и механизмы для эффективного решения поставленных задач. Наше стремление к диалогу религий и народов на территории города, мудрая позиция руководителей конфессий позволили нам держать ситуацию под контролем. Но энтузиазмом можно решить далеко не все вопросы.

Когда я слышу душераздирающие речи наших уважаемых депутатов Госдумы, создается впечатление, что они прямо с пеленок пришли на Охотный ряд, получили свои мандаты и начали заседать, а другой жизни не видели. Иначе я не могу объяснить очередной выпад в сторону муниципальной власти на местах. Депутаты говорят, что за межнациональные конфликты надо увольнять мэров и глав администраций. Лично для меня это удивительное мнение, которое объяснить можно только одной вполне понятной задачей: у молодежи она называется "перевести стрелки". Муниципальные органы власти и без того сегодня практически в любом вопросе оказываются крайними. За что ни возьмись, как только обсуждаем успех в городе – он общий, здорово, все радуются. Как только проблема, то власть, представленная органами муниципального управления, сразу становится самой ответственной, самой важной и, конечно же, виноватой во всем, что не решается. Это, мягко говоря, несправедливо.  

Проблемы миграционной политики сегодня должны обсуждаться на государственном уровне. При этом они актуальны во всем мире. Например, совсем недавно, буквально 1 октября, я встречался с иностранными журналистами, политологами, экспертами. На этой встрече в формате открытого диалога присутствовали представители разных стран. И я хорошо помню, что иностранные гости глубоко интересовались именно вопросами миграции, спрашивали, как нам удается справляться с ситуацией в нашем городе. Был вопрос от представителя Соединенных Штатов Америки, господина Хилари Хеммингса, который спрашивал у меня, что же такое для города мигранты – это больше преимущество или недостаток экономики Нижнего Новгорода? Интерес человека был понятен: в Америке он внимательно занимается как раз вопросом миграции. И очевидно, что большинство развитых стран мира рано или поздно задаются такими вопросами. Ответ на них не могут дать только муниципалитеты. Это общегосударственная задача – найти оптимальный путь в вопросах миграции, выстроить национальную политику, отвечающую целям мирного соседства народов и религий.

Это опасный симптом, когда проблематику такого масштаба и важности наши депутаты Госдумы пытаются снести на самый нижний этаж иерархии государственного управления, на муниципалитеты. Мы, конечно, не отказываемся: муниципальная власть несет у нас ответственность за все, что происходит на вверенной территории. В Нижнем Новгороде мы вели, ведем и будем вести работу в области межнациональных отношений. Именно поэтому сегодня, на фоне целого ряда крупных городов европейской части России, наш город в вопросах межнациональных отношений выглядит весьма благополучным. Обеспечить безопасность проживания людей в городе – это одна из наших главных задач, как представителей самой близкой к людям власти — муниципальной. Но при этом я бы хотел, чтобы все внимательно посмотрели на наши возможности и полномочия, которых далеко недостаточно для решения подобного масштаба проблем.

Не надо прятать голову в песок, потому что позиция страуса в данном случае не поможет. Надо всем признать, что общая атмосфера межэтнических и межрелигиозных отношений сегодня базируется на очень зыбком основании. И даже в спокойном Нижнем Новгороде есть такие точки напряжения, как Канавинский рынок – это настоящий микрорайон внутри города, в котором витает не слишком здоровая атмосфера. В основном она связана с криминогенной обстановкой, с теми же незаконными мигрантами, несанкционированной торговлей и реализацией контрафакта. Эти вопросы лежат в основном в поле деятельности компетентных органов и федеральных служб.

Сегодня по российскому законодательству, которое у нас утверждается в Государственной Думе, вопросы миграции населения, трудоустройства мигрантов находятся в компетенции государственных органов власти: Федеральной миграционной службы России и субъектов федерации. Органы местного самоуправления могут только принимать участие в работе совместных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Муниципалитет постоянно держит руку на пульсе, понимая специфику данных территорий. Но основная часть полномочий по решению проблемы находится в руках других структур. Так почему ответственность за проблемы при этом перекладывается исключительно на плечи муниципалитетов? Это непонятно.

Мы готовы решать вопросы сообща. Муниципальные органы власти знают проблемные точки лучше, чем кто бы то ни было. Но эффективная работа может сложиться только на фоне объединения усилий всех уровней власти и ответственных органов контроля и правопорядка. Трагедия в Бирюлево заставляет в масштабах государственной политики заново поставить вопрос о том, нужно ли нам такое количество рабочей силы мигрантов? Президент страны Владимир Владимирович Путин справедливо замечает, что в некоторых сферах мы вполне может обойтись своими кадрами. Но для этого, разумеется, на рынке труда необходимо создать достойные условия для работы коренного населения.

Все новости раздела «Аналитика»

Нижний Новгород
Интервью
Аналитика
Комментарии
28 марта