Конференции

Зампред комитета по экологии Законодательного Собрания Нижегородской области Сергей Зуденков в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье".

Тема интернет-конференции: "Обращение с твердыми коммунальными отходами: законодательство и практика"

Вопросы Сергею Зуденкову можно задавать до 25 февраля. Задать вопрос

Игорь Анатольевич

Здравствуйте! Сергей Васильевич, каков норматив накопления ТКО на одного человека, исходя из чего он рассчитан?

Добрый день,
согласно ст. 1 федерального закона № 89-ФЗ, норматив накопления ТКО – это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации, при этом утверждать сами нормативы смогут либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органы местного самоуправления.
Что касается нашего региона, то 25 февраля 2016 года депутаты Законодательного собрания Нижегородской области приняли поправки в областной закон "Об отходах производства и потребления", согласно которым установление нормативов накопления ТКО, утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО, а также регулирование деятельности региональных операторов и разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами отнесены к полномочиям Правительства Нижегородской области.

Так как закон еще только вступает в силу, нормативы, способы их расчета и тарифы пока неизвестны. На данный момент планируется, что сперва на федеральном уровне, а затем и на региональном уровне все необходимые нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения закона и касающиеся, в том числе, определения нормативов и тарифов, будут приняты до 1 января 2017 года. Стоит отметить, что вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО, в том числе информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования, будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

Александра О.

Сергей Васильевич, добрый день!

Как я понимаю, теперь федеральное  законодательство не разграничивает понятие «твердые коммунальные отходы» для жилых и нежилых помещений, как это было прежде. В связи с этим такой вопрос, собственник помещений в многоквартином доме и  владелец магазинчика в этом же доме будут платить одинаково?

Добрый день, Александра!

Согласно ст. 24.10 федерального закона № 89-ФЗ, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и, что важно, различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это значит, что органы власти, наделенные полномочиями по определению нормативов накопления ТКО (в нашем регионе ими наделено Правительство Нижегородской области), теоретически могут установить один норматив накопления ТКО для собственников жилых помещений и другой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих нежилые помещения.

Ирина Викторовна В.

Добрый день!

Сергей Васильевич, скажите, пожалуйста, если я зарегистрирована по одному адресу, а проживаю по другому, уполномочено ли ТСЖ по адресу фактического проживания брать с меня плату за ТКО?

Здравствуйте, Ирина Викторовна! Спасибо за очень интересный вопрос! Здесь есть над чем задуматься.

В соответствии с федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, вывоз и утилизация мусора должны стать коммунальной услугой во всех регионах России не позднее, чем до 1 января 2017 года. То есть сейчас у нас пока ТБО, а не ТКО, и расчет платы осуществляется из метража квартиры, при этом плата всегда берется с собственника жилья. То есть если Вы проживаете, например, на съемной квартире, то все отношения с собственником Вы решаете через заключенный Вами договор найма жилого помещения: либо оплачиваете полную стоимость содержания жилья, и плату за мусор в том числе, либо часть услуг, либо за все платит собственник жилья.

Что касается ТКО, то 25 февраля депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области принимают во втором чтении законопроект, который приводит региональное законодательство в сфере обращения с отходами производства и потребления в соответствие с федеральным. Этим мы закрепляем понятие ТКО в законах области. Далее – определение норматива накопления твердых коммунальных отходов. Этот вопрос также находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В любом случае, все действующие правила, касающиеся начисления платы за коммунальные услуги, которые нельзя учесть посредством приборов учета, должны будут распространиться и на плату за обращение с ТКО. Я считаю, что должна быть создана строгая и четкая система учета реально проживающих в доме людей, раз уж плата за мусор начисляется, исходя из норматива на человека. При заключении договоров между региональным оператором и ДУК, либо ТСЖ, такими достоверными данными должна обладать каждая из сторон. И плату надо начислять именно там, где человек реально проживает, а не где он прописан, но, по факту, не мусорит, не потребляет электроэнергию и воду.

В целом же, еще остается много вопросов, на которые федеральное законодательство не дает внятных ответов. Например, где заканчивается ответственность управляющих компаний и где начинается ответственность регионального оператора — пока неясно. Возьмем вопрос содержания и обслуживания контейнерных площадок. В большинстве регионов нашей страны решение этого вопроса раньше брали на себя управляющие компании, так как именно на них лежали обязанности по вывозу мусора. Определенная часть выделенных на вывоз мусора средств шла на уборку контейнерных площадок и других мест накопления коммунальных отходов. После вступления в силу изменений законодательства, касающихся обращения с ТКО, управляющие компании не будут иметь финансовой возможности продолжать обслуживать площадки, так как денежные средства от жильцов за оказание услуги "обращение с твердыми коммунальными отходами" будет получать региональный оператор.

Андрей К.

Сергей Васильевич, добрый день!

Насколько я знаю, пока не разработаны критерии оценки качества оказания услуги по вывозу мусора. Что же делать потребителю коммунальных услуг, ведь он вправе требовать уплаты поставщиком штрафов и пеней, возмещения убытков и морального вреда из-за предоставления некачественных коммунальных услуг.

Добрый день, Андрей.

В федеральном законе N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года (в редакции от 29 декабря 2015 года) говорится о том, что до начала 2017 года в каждом субъекте РФ должен появиться региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. И в статье 24.7. этого ФЗ предлагается следующая схема взаимодействия: региональные операторы заключают с собственниками ТКО договоры на оказание соответствующих услуг. Этот договор и будет главным регламентирующим документом в отношениях между сторонами: региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Я полагаю, что в этом договоре должны быть прописаны и параметры качества предоставляемой коммунальной услуги по вывозу мусора. Если региональный оператор вывозит мусор в объемах меньших, чем выходит по установленным в субъекте РФ нормативам и закрепленным в договоре обязательствам, то потребитель имеет полное право рассматривать это как предоставление некачественной коммунальной услуги. Далее, как и в отношении других коммунальных услуг, потребителю нужно подать претензию поставщику услуги и, в случае отсутствия реакции со стороны последнего, обратиться в контролирующие органы.

Семья Зориных

Сергей Васильевич, здравствуйте!

В квитанциях за прошлый год есть графа "вывоз ТБО". У нас вопрос - чем отличается ТБО от ТКО (кроме расчетов за оплату)? Как это будет выглядеть в квитанциях (заменена графа ТБО на ТКО или добавлена)?

Добрый день!

Федеральным законом вводится новый термин "твёрдые коммунальные отходы". Понятие подразумевает под собой отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, и товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами для удовлетворения личных потребностей и бытовых нужд. Теперь твёрдые бытовые отходы переходят в категорию твёрдых коммунальных отходов и относятся к категории коммунальных услуг, за что будет взиматься плата с собственников помещений в многоквартирном доме. Явным отличием ТКО от остальных коммунальных услуг является тот факт, что для её учёта нельзя поставить общедомовой прибор учета. В связи с этим, оплата будет начисляться не по количеству квадратных метров, а по числу проживающих в квартире. Иными словами, понятие "ТБО" уходит в прошлое и исчезает из платежных квитанций, появляется строчка "ТКО" в разделе коммунальных услуг.

Ольга Николаевна

Сергей Васильевич, здравствуйте, РСО выставила ТСЖ в счет-фактуре начисления и ТБО, и ТКО, имеет ли право выставлять сразу два пункта к оплате?

Добрый день. Нет, это прямое нарушение федерального законодательства.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон №458 от 29.12.2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ". Главным новшеством стал тот факт, что термин "твёрдые бытовые отходы" выводится из технических работ. Теперь он вводится в перечень коммунальных услуг и именуется твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). То есть, строчка "ТБО" в платежках упраздняется, вместо нее вводится "ТКО". Если же в "жировке" присутствует и то, и другое, то необходимо обратиться к поставщику услуги, а также в контролирующие органы.

Светлана

Добрый день!

Сергей Васильевич, у меня такой вопрос, с какой даты вывоз твердых коммунальных отходов будет оплачиваться от количества проживающих?

Здравствуйте, Светлана.

Как заявляют представители Министерства строительства РФ, с 1 января 2017 года расчет платы за сбор и вывоз мусора будет производиться не из площади помещения, а из базового тарифа на услугу по обращению с ТКО и норматива мусора на одного человека.

Арон

Сергей Васильевич, как Вы оцениваете программу по строительству свалок ТБО в целом? В чем видите сложности, в чем, на Ваш взгляд, Нижегородская область наоборот преуспела?

Здравствуйте, Арон.

Я положительно оцениваю саму идею создания девяти современных межмуниципальных мусороперерабатывающих комплексов утилизации ТБО в Нижегородской области, в том виде, в каком она была заложена в областной целевой программе "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года", утвержденной региональным правительством в 2009 году. В этой идее было научное обоснование того, как эти девять полигонов смогут обеспечивать равные условия по утилизации мусора для всех его производителей из всех районов области. Самое главное, что было заложено в этой идее – уход от несанкционированных свалок, которые ухудшают экологию и уродуют внешний облик региона, а также возможность сортировки части отходов для их дальнейшего использования в качестве вторсырья.

Практическое же воплощение данной программы расцениваю как крайне неудовлетворительное. Планировалось всю работу по созданию всех полигонов с мусоросортировочными станциями закончить к концу 2015 года. На дворе февраль 2016-го, и сейчас по факту действуют только три из них - в Городецком и Балахнинском районах, а также на территории Дзержинска. При этом даже не везде внедрены передовые технологии сортировки и переработки полного цикла. В Выксе возникли сложности с земельным участком, в Арзамасе, Сергачском и Уренском районах до сих пор не могут определиться с размещением комплексов и найти инвесторов.

Кроме того, многих производителей мусора и представителей мусоровывозящих компаний не устраивает предписанная схема "привязки" к определенному полигону. Например, мусор из Лыскова и Воротынца обязательно нужно везти на Городецкий полигон. Получается очень приличное транспортное "плечо", а это большие затраты на перевозку, плюс немалые тарифы на утилизацию отходов на самом полигоне. Очевидно, что в этих условиях компаниям проще и дешевле сваливать мусор в близлежащем овраге. Отсюда и огромное количество несанкционированных свалок.

Хотелось бы, чтобы была, наконец, проявлена политическая воля, и эта программа была реализована в краткие сроки.

Михаил Б.

Доброго времени суток, просьба проинформировать о штрафах за незаконное складирование мусора как для гражданина, так и для организации. Увеличиваются ли они со временем? и исполняются ли вообще?

Здравствуйте, Михаил.

В сентябре 2015 года на заседании Законодательного Собрания были приняты поправки к Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях. Закон был разработан в целях усиления ответственности за совершение административных правонарушений в сфере обращения с отходами. По данным областного министерства экологии, за 2014 год и 8 месяцев 2015 года за этот вид правонарушений составлено 319 протоколов и вынесено 365 постановлений.

Значительно увеличены размеры штрафов за сброс (выброс), складирование и (или) временное хранение мусора, отходов спила деревьев, листвы, грунта, снега вне специально отведенных мест; сжигание мусора, опавшей листвы, сухой травы, частей деревьев и кустарников, тары, строительных материалов, а равно разведение костров на озелененных территориях, территориях общего пользования (в том числе на дорогах, проездах, тротуарах и пешеходных дорожках). За данные правонарушения предлагается установить предупреждения или штрафы: для граждан – от 1 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 до 15 тыс. рублей, для юридических лиц – от 20 до 100 тыс. рублей.

Также законом ужесточаются санкции за сброс (выброс) мусора, отходов спила деревьев, листвы, грунта, снега вне специально отведенных мест, если эти действия совершены с использованием транспортных средств. По данным административным правонарушениям за 2014 и первое полугодие 2015 года составлено 33 протокола и вынесено 35 постановлений. Штрафы предлагаются: для граждан – от 4 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 20 до 40 тыс. рублей, для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. рублей.

Кроме того, поправки к КоАП предлагают установить, что нарушение установленного порядка сбора, условий и способов вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных и промышленных отходов влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 3 до 4 тыс. рублей; для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. рублей; для юридических лиц – от 200 до 300 тыс. рублей.

Владислав Андреевич

Добрый день, Сергей Васильевич! Бесполезно, считаю, просто вводить раздельный сбор мусора, без согласования, так сказать. Нужно наших граждан к этому плавно подводить и стимулировать сортировку отходов. Будет ли что-то делаться в этом направлении? Может примут закон, в рамках которого граждане будут получать денежное вознаграждение на сортировку мусора?

Здравствуйте, Владислав Андреевич! Спасибо за мнение и вопрос.

Согласен с Вами, что действенным стимулом для людей изменить свое отношение к утилизации мусора может стать финансовая сторона дела. Например, в Норвегии у людей есть выбор: либо сортируешь мусор и раскладываешь его по специализированным контейнерам бесплатно, либо «по старинке» все в один мешок и сдаешь его, платя при этом определенную сумму. То есть люди платят за то, чтобы другие за них сортировали мусор.

У нас уже есть определенные идеи в этом направлении: министерство строительства РФ предлагает снизить размеры платежей в «жировках» за сбор и утилизацию мусора для тех, кто будет сортировать отходы. Можно пойти еще дальше и либо ввести, как Вы предлагаете, денежное вознаграждение, либо полностью освободить сознательных граждан от платы за утилизацию мусора. Но здесь есть ряд проблемных моментов. Например, как доказать, что ты полностью сортируешь весь свой мусор и всегда сдаешь его в специальные пункты приема? Поэтому на такие вопросы тоже должны быть найдены удовлетворительные ответы.

Алексей

Здравствуйте! Скажите, на Ваш взгляд, реально ли русских людей приучить к чистоте? Я про раздельный сбор мусора. Нам порой сложно фантик в мусорную корзину выбросить, которая в двух метрах, а что уж говорить про сортировку отходов. Мне кажется, нужно в головах наших что-то воспитать, прежде чем вводить такие новшества. Или я ошибаюсь? Какие законодательные меры могут помочь человеку понять это?

Добрый день, Алексей!

Я верю в то, что мы придем к раздельному сбору мусора, рано или поздно. Это передовая экологическая практика, к которой стремятся все цивилизованные страны. На самом деле, многие люди уже сейчас осознают, что сбрасывать в один контейнер и бумагу, и батарейки, и стеклянные бутылки недопустимо, ведь некоторые виды отходов разлагаются в природе только через тысячу лет. Многим это известно со школы, но практическое осознание приходит только сейчас: чистота города и здоровье населения зависит от каждого.

Главное сейчас – это активные действия по развитию необходимой инфраструктуры для раздельного сбора мусора, в первую очередь, повсеместная установка специальных контейнеров. С развитием сети пунктов раздельного сбора мусора необходимо будет создать онлайн-карту в сети Интернет, чтобы люди знали, где принимают тот или иной вид отходов. Кстати, уже сейчас в Нижнем Новгороде довольно много организаций, которые специализируются на правильной утилизации отходов - и коммерческие, и волонтерские. Например, для предотвращения попадания пластика на свалки в Нижнем Новгороде работают более 15 пунктов приёма, куда вы можете сдать пластиковые бутылки, пленку, пвд. Радует и инициатива властей Нижнего Новгорода организовать раздельный сбор мусора в здании городской Думы и городской администрации в течение первого квартала 2016 года, а затем внедрять эту программу в учреждениях образования и вузах.

Конечно, нам надо повышать свою экологическую культуру. Волонтерские организации и экологические активисты регулярно проводят в нашей области акции, образовательные лекции и семинары, но они, к сожалению, охватывают малую часть населения. Власть должна помогать им в таком «ликбезе».  

Екатерина

Здравствуйте, Сергей Васильевич, интересует такой вопрос - сколько у нас на территории региона свалок ТБО (официальных) и где они расположены?
Как обычному нижегородцу узнать, где расположены свалки?

Добрый день, Екатерина!

В настоящее время на территории Нижегородской области действует не более 10 полигонов, имеющих лицензию. Узнать о них можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в разделе "Государственный реестр объектов размещения отходов".

В 2009 году региональное правительство приняло целевую программу "Развитие системы обращения с отходами". В ее рамках планировалось к 2016 году сократить количество свалок до девяти комплексов утилизации ТБО. В настоящее время реализовано два проекта по строительству межмуниципальных комплексов утилизации ТБО. Крупнейшим проектом является комплекс утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района. Также введен в эксплуатацию Городецкий мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном ТБО, который обслуживает семь районов области. Еще 7 проектов межмуниципальных комплексов утилизации ТБО находятся на разных стадиях реализации.

Стоит отметить, что процесс здесь идет очень медленно, что не может не вызывать тревогу. Из девяти запланированных комплексов построены только два. Места под Выксунский и Богородский полигоны, выбранные экологическими чиновниками, суд признал несоответствующими строительным нормам.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
26 Апреля