Конференции

Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по социальным вопросам Галина Клочкова в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Итоги учебного года 2015-2016. Планы и перспективы"
Вопросы Галине Клочковой можно присылать до 19 мая. Задать вопрос

Михаил

Известно ли вам, сколько у нас золотых медалистов в регионе? И какова тенденция - больше их становится или меньше год от года? И напомните, влияет ли нынче наличие медали на что-то при поступлении в вуз?

Здравствуйте! Про этот учебный год информация будет существенно позже, а ранее динамика тщательно изучалась министерством образования и науки Нижегородской области. Согласно их отчетам, колебания в процентном соотношении были небольшими - от 7 до 8,5 процентов от общего числа выпускников.

Напомню, что новый Закон "Об образовании в Российской Федерации" отменил золотые медали, точнее, не включил их в систему итоговой оценки выпускников, оставив только аттестат особого образца "С отличием".  Но многие регионы, принимая собственные положения о награждении выпускников золотыми медалями, практически заставили Государственную Думу вернуться к привычной форме поощрения лучших. Правда, роль сегодняшней золотой медали  иная - она, скорее, награда за добросовестный труд, нежели помощник при поступлении. Но я думаю, что те высшие учебные заведения, которые заинтересованы в прилежных студентах, внесут изменения в Правила приёма!

Евгения

Добрый день. Честно скажу, слежу за Вашей деятельностью, как профессиональной (я тоже педагог), так и общественной. Сегодня на сайте НТА прочитала, что "Рособрнадзор планирует включить экзамен по
иностранному языку в перечень обязательных предметов в рамках ЕГЭ после 2022 года". Как Вы относитесь к этой новости? Считаете ли, что современный ребенок должен знать несколько иностранных языков?

Добрый день! Это очень ответственно отвечать коллеге на вопрос, ответ на который, скорее всего, будут искать без нашего с Вами участия. В то время как растет недовольство самой процедурой ЕГЭ, особенно той его частью, в которой предполагается оценка именно практических навыков (слушание, аудирование, например), все громче раздаются голоса чиновников с  выступлениями на тему увеличения числа обязательных экзаменов. Кстати, по факту, они уже увеличены. В частности, чтобы подстраховаться, многие выпускники выбирают не только профильную математику, но и базовую. Кроме того, не только мной замечено, как очередная острая политическая дискуссия заканчивается призывом "расширить", "углубить" и назначить ещё один экзамен в качестве обязательного.

Так происходило с историей, с обществознанием, теперь вот с иностранным языком.  Да, учить иностранный язык необходимо, любые гуманитарные знания вообще очень полезны для развития личности.  Но не лучше ли нам подумать о новых технологиях, вложиться в современное лингафонное оборудование (уже сейчас это в некоторых пунктах приёма отдельная серьезная проблема), подумать над мотивацией к изучению языков? Возможности путешествовать по Европе есть у очень небольшого числа наших соотечественников, хорошие фильмы не принято смотреть на языке оригинала с субтитрами. Культура взаимодействия с другими языками необходима и для воспитания великодушия, миролюбия, стремления улучшить жизнь на планете! Я  - за изучение иностранных языков в проектных технологиях, в игровой форме. Имеет ли это отношение к экзамену? Думаю, только если другие мотивы мы не хотим искать…

Олег Н.

Добрый день! Насколько эффективно ведется в школах работа по организации взаимодействия,  сотрудничества  с  учреждениями культуры,  спорта,  общественными  организациями  и  учреждениями  по
вопросам  образования  и  воспитания  учащихся  школы?

Здравствуйте!
Думаю, что эффективность этой работы невозможно измерить в каких-то средних цифрах или процентах. Согласно новому ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" у школы  появилось достаточно полномочий, чтобы иметь свои собственные программы взаимодействия с учреждениями культуры и спорта. И я знаю немало школ, которые сотрудничают с филармонией и художественным музеем, Арсеналом  - музеем современного искусства и другими учреждениями культуры. школы используют возможности ФОКОв как в виде массового посещения секций, так и  для организации соревнований. Но многое, конечно, упирается в финансирование, потребность в транспорте и другие проблемы. Здесь нужно активно привлекать родительскую общественность и возможности депутатов, предлагая не просто увеселительные мероприятия, а комплекс развивающих и обучающих событий с возможностью последующей оценки и рефлексии.

Светлова Ольга Павловна

Здравствуйте, Галина Юрьевна, какие программы и мероприятия проводятся в учебных заведениях  направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование  потребности  ведения здорового
образа жизни?

Добрый день!

Спасибо за то, что подняли такую важную тему. Напомню, что совершенствование системы здравоохранения вывело школьного врача из школы в поликлинику. Делалось это с благими намерениями  - для усиления профессиональной ответственности. На мой взгляд, должна была остаться особая профессия - "школьный врач" со специфическим набором профессиональных компетенций и широким уровнем базового образования, которое, несомненно, должно было бы включать в себя и основы педагогики и психологии.

Да, именно врач вместе с командой учителей начальной школы, физической культуры, биологии и химии, должны разрабатывать и внедрять современные формы обучения здоровому образу жизни. Здесь все - от диеты до привычки к зарядке, от основ закаливания к правилам поведения во время эпидемии. А то мы все знаем ведь, как весело и вместе дети проводят эти нежданные каникулы. Семья тоже должна приветствовать такие изменения в содержании образования - здоровый ребенок, подросток - гораздо лучше усвоит школьную программу.

Николай

Галина Юрьевна, добрый день!
Ведется ли в школах работа, оказывающая  влияние на повышение уровня мотивации учащихся к осознанному выбору профессии, отвечающему требованиям рынка труда и собственным возможностям?

Здравствуйте! Спасибо за своевременный и точный вопрос!
Если мы вернемся немного назад, в историю школьных реформ, то заметим, как последовательно школа отдалялась от задач реального рынка труда. Допустим, какое-то время назад отставала педагогическая наука, пренебрегая имеющимися футуристическими прогнозами. Но школа-то не могла не замечать , как падает мотивация к учебе, и никакой балл по ЕГЭ не в состоянии этот процесс остановить.

Среднее образование обязано по содержанию вести детей к осознанному выбору профессии. Через все школьные предметы тема важности той или иной специальности, работы, должна идти как исследовательский процесс. Новые Федеральные государственные стандарты обращают внимание на это  направление деятельности школы, предлагая формирование универсальных учебных действий. А они, в свою очередь, могут развивать осознание важности не только теоретических знаний, но и усилий по проведению проектной работы, откуда до выбора профессии, в зависимости от темы, конечно, уже совсем близко. Ещё необходимо, конечно, совершенствование работы школьных психологических служб и открытие специализированных центров по изучению способностей и возможностей детей. Но главное - все взрослые люди должны демонстрировать уважение к профессиональному труду и желание постоянного обучения и изменения для достижения лучших результатов.

Ольга Николаевна С.

Добрый день! Как Вы оцениваете  уровень взаимодействия семьи и школы для решения задач по развитию интеллектуальных и индивидуальных способностей учащихся?

Добрый день!
В настоящее время наметилась устойчивая тенденция "победы" семьи над школой. Поясню. Родители, особенно те, кто всерьез озабочен изменениями в обществе, не могут не замечать отставания школы как социального института. Личное соревнование каждого ученика за оценки, тестирование взамен творчеству и проектной деятельности, не оставляет пространства для сотрудничества. А между тем, именно сотрудничество, основанное на грамотных коммуникациях - основа будущей интересной работы. Вот почему семья сегодня так активно включена в поиск новых мотивационных рычагов для ребенка, новых технологий в работе с информацией. А школа отстает, так как "задавлена" формальными показателями и необходимостью из-за хронического недофинансирования "усреднять" задачи, унифицировать подходы, вместо того, чтобы их разнообразить.

Ирина Д.

Галина Юрьевна, добрый день! Насколько успешно работает  система
поддержки талантливых детей в Нижегородской области?

Здравствуйте!
Талантливы практически все дети, если дать им возможность себя проявить как можно раньше.  

Я считаю, недостаточно внимания уделяется сейчас системе дополнительного образования. Здесь необходимы новые подходы. Например, детям с ярко выраженными способностями к музыке , танцу или рисунку найти нужные программы и нужных педагогов проще - вся мощь музыкальных и художественных школ готова на них работать. А вот тем, кому дополнительное образование даст возможность проявить свои таланты не в "сольной" карьере, повезло меньше: здесь общеобразовательные школы совместно со специализированными должны искать и интересные формы сотрудничества - от этого выиграют все! Одаренные в академических дисциплинах ученики получают возможность участвовать в разного рода интеллектуальных состязаниях, где их отбирают для дальней шей серьезной работы в профильных классах и школах. Успешен опыт и Лицея - Центра одаренных детей, позволяющий примкнуть  к рядам будущих светил науки и производства сельским подросткам. Конечно, выполнять такую работу проще и радостней, чем искать талант в каждом ребенке. Но современная школа, да если в ней не будет второй смены, должна сделать для этого всё!

Ольга

Галина, Вам как педагогу, директору школы и матери, наверное, известны секреты того, как привить ребёнку любовь к школе?

Каждый маленький ребенок от рождения любознателен, пытлив и работоспособен. Родители обязаны видеть в нем будущего счастливого взрослого и стараться отвечать на все его вопросы. Очень хорошо, если вопросы остаются без вашего ответа - тут-то и пригодится школа как время и место для поиска ответов на эти "жизненно важные" вопросы. Заметьте - без ответа, а не без внимания. Интересно, что теродители, которые не бросаются получать "второе среднее" образование вместе, а иногда и вместо своих детей, гораздо чаще улавливают  изменения в интересах ребенка и могут помочь ему разнообразить эти интересы. Отсюда до любви к школе - совсем не так далеко!

Мария

Добрый день. Сейчас мой ребёнок сдаёт ОГЭ и в школе, мягко говоря, детей "кошмарят"...А им еще ЕГЭ через два года сдавать.
Как Вы относитесь к этому - ко всей процедуре с этими экзаменами? Является ли это  действительно самым оптимальным методом проверки знаний ребенка? Может быть, пора что-то менять?!

Мария, спасибо за вопрос. Очень много мной дано по нему комментариев, ниже привожу основные тезисы не только моей работы, но и выводы экспертного сообщества из разных городов нашей страны:
-ЕГЭ сложно использовать для анализа работы системы образования, так как он  не учитывает эффективность работы в 1-10 классах, не оценивает уровень социализации ученика.

-Школа не имеет прямого отношения к результатам, особенно высоким, так как сформировался теневой сегмент - репетиторство.

-ЕГЭ ориентирован  на систему только высшего профессионального образования.

-Оценка и самооценка школ не представляется объективной, так как качество контрольно-измерительных материалов и их замысловатость  год от года меняются, как в более, так и в менее сложную сторону.

-Профильные школы не показывают  стабильно высоких результатов по профилю школы.

-Увеличение времени на экзамен и изменение порога не помогают созданию объективной картины.

-Невозможно сравнивать средние баллы по разным предметам из-за различий в характере и сложности заданий.

-ФГОСы не коррелируются с КИМами, используемыми для государственной итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ.

-Необходимо отделить обязательную аттестацию от экзаменов по выбору, связанных с поступлением в ВУЗы.

-Уточнить сроки обязательных экзаменов и всех остальных экзаменов, которые могут иметь другие сроки и форму сдачи экзамена.

-Необходимо предусмотреть варианты аттестации в образовательных организациях по проектной деятельности, которая может помочь выпускнику оформить портфолио.

-Важно, чтобы аттестат получил каждый школьник, при этом без унизительного снижения проходного барьера для выпускников и повышения его для абитуриентов.

Эти тезисы описывают возможные варианты направления изменений. Для меня очевидно одно - из-за ЕГЭ мы не можем в полной мере развивать современную школу. Стремительно меняющиеся законы науки и общества заставляют нас ответственно подойти к этой задаче. Это не революция, которой пугают противников ЕГЭ его защитники. Это  нормальная профессиональная работа каждой школы на благо каждого своего ученика!

Афанасий

Добрый день, Галина Юрьевна.
Скажите, пожалуйста, если в планах ЗС НО разработать и принять законопроекты, коренным образом вносящие изменения в процессе образования в Нижегородской области?

Мною планомерно готовятся и вносятся предложения по оценке и изменению существующей системы образования. Самое главное сейчас определить, что является для нас итогом среднего образования, его
результатом. ЕГЭ должен быть предметом работы специальных Экзаменационных центров, а не школ.

Рособрнадзор должен аккредитовать какое-то количество Экзаменационных центров, которые круглогодично могли бы принимать экзамены. Важно вернуть в документ об окончании школы подписи нескольких педагогов школы с целью повышения ответственности за выставление итоговых  оценок.Экзаменационные центры могли бы выполнять работы по мониторингу и взаимодействию с ВУЗами по составлению рекомендаций для выпускников (абитуриентов) по поступлению в тот или иной ВУЗ страны. Итоги экзаменов выдаются в виде сертификатов государственного образца и имеют срок действия, определяемый министерством образования РФ. Нужно установить какое-то  количество бесплатных экзаменов, а все пересдачи сверх
этого количества, как в связи с неудовлетворительной оценкой, так и с желанием улучшить результат - за счет абитуриента, точнее, его родителей.

Важно, что мониторинг степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы становится независимым и предоставляется Экзаменационными центрами в виде сведений о среднем балле по любому из предметов на день запроса по любой
школе. Если эта концепция будет принята, то выиграют все. В особенности,  выпускники, которые смогут прицельно с профильных классов заниматься предметами, которые пригодятся им в дальнейшем. Это будет важно и  для тех, кто будет получать профессию и работать после окончания школы или продолжит обучение в средних специальных учреждениях или техникумах, что позволит нашей стране получить за короткий срок необходимый для промышленности и сельского хозяйства кадровый потенциал.

Галина, г. Заволжье

Как в будущем учебном году будут решаться вопросы комплектации школ необходимым оборудованием?

Будут ли на это выделены дополнительные средства из облбюджета? Сколько обычно средств выделяется на
эти цели ежегодно?

Добрый день! Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области, принимая бюджет 2016 года, старались уделить внимание всем ранее утвержденным программам развития образования в области. Тем не менее, главным  лично для меня всегда является вопрос, в какой степени каждая школа соответствует современным требованиям. И здесь дело не только в оборудовании, на которое, действительно регулярно выделяются средства, сколько в поддержке тех талантливых учителей, которые умеют работать с новыми видами техники, планируют эффективное использование своих кабинетов с целью создания нового образовательного пространства.

Моя мечта - чтобы в школах было видение материально-технического развития не менее чем на три года, а средства на это планировались не только бюджетные, но и из фондов депутатов.  Точные цифры, касающиеся развития отдельных школ или образовательных комплексов должны быть известны не только руководителю образовательного учреждения, но и родителям, входящим в состав органов управления школой. Муниципальные органы управления образованием имеют такую информацию от министерства образования Нижегородской области.

Депутаты, принимая бюджет в больших цифрах и поддерживая программы развития, действительно нуждаются в информации с мест, от неравнодушных людей - учителей и родителей о том, в каком оборудование школа нуждается, насколько эффективно работает то оборудование, которое закуплено на бюджетные средства, что необходимо исправить в системе комплектации школ.

Николай

Галина Юрьевна, закончил Вашу (нашу) школу...Помните ли Вы какие-то интересные, курьезные случаи на ЕГЭ? Может и не по теме
вопрос...но уж очень интересно...

Сейчас много идет информации в СМИ о нарушениях, хотя досрочные ЕГЭ  только идут...

Очень приятно заочно общаться со своим выпускником. Вряд ли ЕГЭ - это предмет для шуток. Скорее, это подчас неоправданное и серьезное волнение по "несущественным" поводам: из дома взят не свой паспорт, а мамы или папы, перепутано время и место, случайно использована не та ручка...

В этом экзамене слишком много формального, поэтому теряется главное - восторг от итогов проделанной долгой работы, радость не от полученных баллов, а от справедливости оценки.

Светлана, г. Арзамас

Как, в целом, Вы оцениваете уровень подготовки выпускников нижегородских
школ к ЕГЭ?

Я принципиальный противник подготовки выпускников к ЕГЭ. ЕГЭ - это форма оценки  неких знаний, которые по задумке авторов КИМов (контрольно-измерительных материалов) отражают качество  подготовки выпускника школы.

Я считаю, что каждая школа и каждый учитель точно знает тот уровень, которого мог достичь и достиг каждый выпускник. В этом смысле, трудно сказать, высокий результат на ЕГЭ это действительно отражение глубокого изучения предмета в течение ряда лет в школе или умелое "натаскивание" на тесты. Судя по тому, что показатели ЕГЭ с каждым  годом улучшаются,  экзамен действительно можно научиться сдавать хорошо. А вот научиться учиться, исследовать новое, выбирать будущую специальность и работать по ней с удовольствием и отличным качеством  - это гораздо сложнее. И главное, это невозможно проверить тестами. Я надеюсь, что все выпускники понимают, какой важный документ они получают по окончании школы. Я уверена, что большая часть из них осознанно и  ответственно готовятся к предстоящим испытаниям.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
21 Июля