Конференции

Заместитель председателя комитета ЗС НО по социальным вопросам Галина Клочкова в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема Интернет-конференции: "Реализация ФЗ "Об образовании в РФ"

Вопросы для Галины Юрьевны Клочковой можно присылать до 19 сентября.

Задать вопрос

Мария Павловна

Галина Юрьевна! Каждый месяц плачу за садик с комиссией. Почему я должна отдавать деньги банку, который не имеет отношения к садику и моему ребенку. Почему горадминистрация, как учредитель садика, не может заключить договор с банком и не взимать с родителей комиссию?

Все вопросы, связанные с выполнением Договора на оказание образовательных услуг, должны быть оговорены в этом Договоре. Посоветуйтесь с профессиональными юристами, в какой части Вашего Договора нужны изменения, возможны ли они, как они должны быть оформлены. Удорожание услуг, не связанное напрямую с их оказанием,  не должно быть проблемой потребителя.

Иван Сергеевич

Галина Юрьевна! Сейчас шумиха поднимается по поводу комиссии, которую взимают с родителей при оплате питания через банкоматы, установленные в школах. Как этого избежать, почему мы должны переплачивать?

Вопрос должен быть задан руководству школы, т.к. договор на установку любой банковской техники подписывает ответственное лицо, наделенное полномочиями в рамках Устава школы. В любом случае должны быть варианты оплаты.  

Людмила Абрамова

Здравствуйте! Нас хотят обязать дежурить после девяти вечера - ходить по микрорайону в качестве родительского патруля. Зачем это? Разве компетентные органы не справляются? Можно ли отказаться от родительского патруля?

Родительский патруль как идея очень хорош для микрорайонов, в которых именно общественный контроль позволит гарантировать безопасность детей. Полиция работает хорошо в экстренных ситуациях, а не в целях профилактики правонарушений, к сожалению. Но родительский патруль - добровольная акция, проводимая с добрыми намерениями, заботой о собственных детях, вниманием к сложным участкам, а не формальная обязанность. Не обременение, а ответственность.

Ольга Петрова

Галина Юрьевна, перед принятием закона об образовании он широко обсуждался, в частности, поднималась тема платных предметов. То есть, основные, базовые в блоке предлагалось сделать бесплатными, а если еще хочешь заниматься дополнительно, то это за деньги. Что приняли в итоге? Будут ли родители платить за какие-то предметы? Если да, то за какие, при каких условиях и сколько?

Эта важная тема напрямую связана с выбранной Вами школой и специализацией в старших классах. Так что ответ Вы можете получить  именно в ходе обсуждения образовательных возможностей школы и в зависимости от потребностей будущего студента или особенностей выбранной Вами и Вашим ребенком специальности.

Надежда Сергеевна

Здравствуйте! у меня две подруги работают учителями. Постоянно от них слышу, что очень много бумажной работы. Не порочна ли эта практика, когда преподаватель вынужден тратить столько времени на никому ненужную писанину вместо подготовки к урокам?

Конечно, порочна. Как правило, отчеты - это не рефлексия результатов работы, а ответы на запросы чиновников. Необходимая для учителя "писанина" - вся от начала до конца связана с предметом, который он преподает, и с учениками, ответы которых и успехи которых он анализирует для дальнейшей работы.

Любовь Андреевна

Галина Юрьевна, а не подскажете, где можно посмотреть рейтинг школ Нижнего Новгорода? Я могу оценивать школы только по "людской молве", а хотелось бы из официальных источников (по количеству победителей олимпиада, медалистов и т.п.)

Подобные рейтинги существуют в интернет-проектах. Можно поискать по ключевым словам, которые есть в Вашем вопросе. Интересно, конечно, видеть результаты ЕГЭ за несколько лет, но здесь на Вашем месте, я бы обратилась к соответствующим страничкам сайтов школ. Кстати, "людская молва" иногда позволяет найти не абсолютно лучшую школу, а лучшую именно для Вас.

Эльвира

Дочь, окончившую 9 классов, в школе отказались брать в 10 класс на основании двух троек в аттестате. Заявление на поступление в 10 класс написали 10 мая. Директор мотивировала тем, что троечники школе не нужны, предложила поискать техникумы. Пришлось менять школу, хотя учились в этой с первого класса и в ней остались все друзья, и она по месту нашей прописки. Законны ли действия директора школы?

Вопросы взаимодействия родителей и школы регулируются, как правило, Уставом школы. Ваша проблема должна была быть предметом обсуждения задолго до получения аттестата. Родители часто не придают значения важности итоговых оценок, т.к. это не объявляется школой как критерий успешности в освоении программ полного среднего образования. Отсюда - разочарование и обида. Есть юридически корректные способы решения проблемы продолжения обучения в выбранной школе, но родители зачастую не  пользуются ими, полагаясь на добрую волю директора школы. Иногда, кстати, переговоры бывают и результативными.  Совет: если очень хочется учиться именно в вашей прежней школе - попробуйте вернуться к обсуждению темы с директором школы после  некоторого времени обучения в другой школе. Возможно, это будет мотивом для Вашего ребенка получать хорошие оценки.

Катерина

В новом законе об образовании остается ли место яслям? Правда, что в детских садах будут отдельно воспитатели и отдельно педагоги, которые будут учить деток рисовать, лепить и т.д. И правда, что за обучение деток в садах будем платить деньги?

Дошкольное образование по новому Закону становится первым уровнем в системе непрерывного образования. Интересно, что на этом уровне нет оценок и экзаменов. Учить ребенка будут бесплатно, плата взимается,  как и раньше за присмотр. Льготы для малообеспеченных остаются. А вот тема яслей пока является открытой. Мое мнение - ясли должны быть организованы для работающих мам, качественные  и соответствующие современным стандартам ухода за малышами и их раннего развития.

Маргарита Николаевна

Будет ли введен новый предмет в школьную программу "Православие", вы считаете это нормой или нет? Если да то, как этот предмет должен называться?

Введение в школьную программу любых предметов и учебных программ определяется, во-первых, федеральными государственными образовательными стандартами, во-вторых - возможностями школы и потребностями родителей учеников. Сейчас разработаны и внедряются уроки под общим названием "Основы религиозной культуры и светской этики". Из названия понятно, насколько тщательно разработчики отнеслись к культурным традициям семей современных школьников. В такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как наша, каждая учебная программа должна объединять, воспитывать  уважение к иной культуре, учить этическим нормам и правилам.

Юрий

Будут ли разработаны единые стандарты школьной формы?

По-моему, это было бы правильно сделать на федеральном уровне, чтобы государство могло обеспечить работой предприятия легкой промышленности, а родителей  избавить от некачественной и дорогой одежды, приспособленной под школьную форму.

Алексей Михеев, ивалид-колясочнок I группы

В данный момент возникла большая проблема с транспортным налогом у инвалидов. В виду того, что маломощных автомобилей становится все меньше. В настоящий момент не облагаются налогом только автомобили до 100 л. с. Прошу Вас поднять вопрос об освобождении инвалидов-колясочников от транспортного налога. Я думаю, что количество инвалидов, имеющих автомобили, и тем более высоко мощные ничтожно мало, и это не сделает погоды в сборе налогов. А чтобы это не стало лазейкой для тех, кто захочет оформить автомобили на инвалидов, установить порог только на один автомобиль на одного инвалида. В данный момент для инвалидов налоги очень большие при их пенсиях и невозможности зарабатывать при их состоянии здоровья, а передвигаться на автомобиле является жизненной необходимостью.

Являясь заместителем председателя комитета по социальным вопросам, я неоднократно обсуждала с коллегами вопросы разных ставок транспортного налога. Это очень сложная тема, она является предметом обсуждения еще в двух комитетах, т.к. проблема выполнения бюджета тесно связана со своевременностью и полнотой поступления всех налогов. К сожалению,   сейчас  любое изменение величины налога в сторону уменьшения, а также отмены для отдельных категорий,  сопряжено с корректировкой бюджета. Однако, я считаю, что программа по созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями должна иметь  такой пункт.

Петр Ильич

Уважаемая, Галина Юрьевна! Интересно Ваше мнение и Ваших коллег по поводу приложения к результатам ЕГЭ - портфолио. Есть очень много умных, но необщительных людей, которые по своему портфолио могут проиграть какому-нибудь болтливому, легкомысленному хмырю, побеждавшему на конкурсах изящной словесности. Зачем в вузе оценивать способности человека, не имеющие отношения к учебе? Или человек из малообеспеченной семьи, который никуда не ходил, ничем не занимался, но хочет в вуз, чтобы продвинуться дальше. Насколько справедливо, на Ваш взгляд, учитывать портфолио при поступлении? Еще тут вопрос предвзятости преподавателя, который будет писать характеристику ребенку.

Портфолио - это достижения самого учащегося, а не взгляд на него отдельного учителя или группы учителей. Нужно сформировать у ребенка потребность "собирать"  свои достижения, хранить лучшие работы, грамоты и благодарственные письма, проекты и рисунки. Тогда и родителям будет понятно, в какой плоскости лежат основные интересы ребенка, и где его может ждать профессиональный успех. В  идеале именно портфолио  может помочь достаточно формализованной оценке по ЕГЭ. Еще раз повторю, важно, как к этому относится  сам ребенок и его родители.

Елена

Здравствуйте, Галина Юрьевна. Мне интересно, а не собирается ли правительство РФ все-таки ввести единообразную программу обучения в школах страны? Сейчас очень трудно перевести ребенка из одной школы в другую из-за большого различия программ обучения

Именно  Федеральные государственные стандарты образования должны сделать систему общего и полного среднего образования единой. Это процесс не быстрый, зависящий от профессионализма педагогических коллективов отдельных школ и грамотного управления образованием со стороны соответствующих органов.

Наталья Станиславовна

Галина Юрьевна, могут ли родители как-то изменить программу обучения в школе. Меня, например, абсолютно не устраивает программа по "Окружающему миру", как мне протестовать, и есть ли в этом смысл?

Когда родители оформляют ребенка в школу, школа обязана знакомить их с Уставом, основными и дополнительными программами. Спорные вопросы решаются по согласованию между школой и родителями, в Законе  конкретно не определено, как именно. Родитель может возражать против какого-то обязательного предмета, но тогда ребенок не будет по нему аттестован. С другой стороны, по одному школьному предмету может быть несколько программ. Узнайте, можно ли заменить учебники или программу. Главное - не протестовать,  а договариваться в интересах ребенка.

Евгений

У меня такой вопрос: известен ряд скандалов за рубежом по поводу введения курсов по половому воспитанию детей. Что говорит закон об образовании РФ на эту тему? Я не хочу, чтобы моего ребенка в детском саду и в начальной школе просвещали неизвестно кто и как на эту тему. Будет ли введен подобный курс в России или уже введен? Расскажите об этом, пожалуйста, поподробнее.

Многие забывают, что существуют не только права ребенка, но и права родителей. Они зафиксированы в семейном кодексе РФ. Более того, согласно Конституции, нашему основному Закону, забота о детях, их воспитании - права и обязанности родителей. "Закон об образовании"  предоставляет родителям право знакомиться со всеми программами, учебниками, методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Никто не имеет права скрывать от родителей содержание учебных предметов, а если предмет не входит в число обязательных, как в данном случае, то требуется письменное согласие родителей.

Александр

Расскажите о педагогической экспертизе и могут ли родители подать заявление на таковую в случае их сомнения в правильности обучения и воспитания их ребенка? Мне известен факт, что в учебнике английского языка примеры для обучения выстроены так, что школьник вынужден признаваться в любви к иностранному государству, чужому городу, к примеру: я люблю Лондон, я люблю Англию и так далее. Не кажется ли вам, такое обучение растлевает молодежь, которая потом носит британские флаги на футболках и увлекается всем английским, плохо зная даже свой русский язык.

Проведение педагогической экспертизы предусмотрено новым Законом об  образовании, статьей 94. К сожалению, педагогическая экспертиза касается, согласно Закона, проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания. Поэтому не ясно, как именно педагогическая экспертиза может быть применена к отдельным учебным пособиям, книгам, дополнительным учебным материалам. Думается, что их сертификация для авторов Закона и является достаточной профессиональной экспертизой. Однако, я уверена, что родители учеников, также являясь субъектом Закона об образовании, должны иметь право на запрос экспертам по всем вопросам, вызывающим у них тревогу. Тем более что физические и юридические лица, не  относящиеся к категории  чиновников от  образования и имеющие необходимую квалификацию, уже сейчас существуют и объединяются в ассоциации, рабочие группы, просто помогают по отдельным вопросам педагогам и школьникам. Я от своего имени попрошу дать компетентное заключение преподавателей или методистов относительно данного вопроса и передам Вам его через свою приемную.

Галина Николаевна

Галина Юрьевна, есть ли уже четкое понимание, сколько и какие уроки остаются по новым стандартам образования? Когда начнем платить за дополнительные уроки в школах, то, чем нас пугали. И правда ли, что в школьную программу введут православие?

Каждая школа имеет учебный план, утвержденный в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Новый Закон об образовании позволяет участвовать в процессе совершенствования этого плана, в том числе и родителям учеников. Так что важно не пугаться неизвестности, а работать всем вместе по созданию гармоничного учебного пространства. Учиться вместе с детьми новым формам, а не пытаться сохранить старое содержание. Родители всегда точно знают, что именно помогает развитию личности их ребенка и должны лишь научиться, возможно, более точно это формулировать для администрации школы. Относительно уроков православия - их введение точно зависит от решения семьи ученика, а у школы есть обязанность предоставить варианты этического воспитания будущего гражданина.

Сараничев Павел (Правый активист)

Хотелось бы узнать, как администрация относится к соц. проектам таким как: Оккупай-Педофиляй, Стоп-Хам,  Рос-Притон, Алко-Стоп, Русские пробежкиця

Не знаю как администрация, я лично как гражданин готова принимать уважительно разные формы становления гражданского общества. Главное - не нарушать существующие законы, не мешать жизни других людей. В идеале -идеологи подобных проектов должны формировать пространство для создания новых, возможно более справедливых Законов. Как законодатель я обязательно поддержу эти инициативы, если они будут сформулированы последовательно и честно.

Константин

Здравствуйте! слышал, что хотят ввести ЕГЭ по физкультуре. Как Вы к этому относитесь?

Отрицательно отношусь ко многим сторонам реализации ЕГЭ. Физическая культура как профессия и как специальность в ВУЗе, качественная подготовка учителей физкультуры для школ и тренеров для ФОКов - вот что меня заставляет думать о правильной постановке вопроса оценок по физкультуре. Я уверена, что спортивные ребята, фанаты здорового образа жизни могут и должны найти в школьном предмете возможности для отличных оценок. Думаю, этот вопрос необходимо обсуждать, в том числе, с представителями ВУЗов, принимающих выпускников на подобные специальности, логично, если спортивные достижения, даже вне школы, могли бы подобно сертификату по ЕГЭ давать необходимые баллы при поступлении.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
21 Июля