Конференции

Председатель комитета ЗС НО по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Дмитрий Малухин в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема Интернет-конференции: "Общественный контроль за деятельностью органов власти"

Вопросы для Дмитрия Александровича Малухина можно присылать до 17 октября. Задать вопрос

Варвара Семеновна

Как можно контролировать деятельность, скажем, главы района города, если на прием к нему не запишешься, по телефону и на письма он не отвечает, а жители его и в глаза не видели. Может, можно как-то написать заявление от совета жильцов дома, чтобы нам объяснили почему, например, в нашем дворе асфальта уже седьмой год не дождешься, а у соседского элитного дома каждый год кладут?

Уважаемая Варвара Семеновна!

Для того, чтобы Вы могли получить информацию от главы района города необходимо направить на его имя в письменной форме заказное письмо. Должностное лицо, на чье имя Вы направили письмо, в течение 30 дней с момента регистрации данного письма обязан дать письменный ответ (в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"). В случае, если ответ не поступил, Вы имеете право направить письмо в прокуратуру города о нарушении вышеназванного федерального закона. Несколько таких обращений в прокуратуру и на Ваши письма будут отвечать в установленный законом срок.

Владимир

Уважаемый Дмитрий Александрович. Когда мы увидим на нижегородских телеканалах передачи типа: "Открытая студия", "Поединок","Право голоса"? Вот тогда и будет общественный контроль и информированность населения.

Уважаемый Владимир!

Соглашусь с Ваши, что в настоящее время часто по телевизору мы видим сериалы, ток-шоу и криминальные новости. Понимаю Ваш порыв, тем не менее информационную политику каждого канала осуществляет его руководитель, а также мы с Вами. До тех пор, пока будут востребованы скандальные ток-шоу и криминальные новости, зритель в удобное вечернее время не увидит другие передачи.

Алексей

В интернете много информации о неправомерных действиях властей или о нарушениях. Это тоже общественный контроль. Мониторит ли кто-нибудь информацию, появляющуюся в блогах или на форумах?

Уважаемый Алексей!
Не могу сказать за все органы власти, скажу только, как работает Законодательное Собрание Нижегородской области. В структуре Законодательного Собрания области находиться специальное подразделение, которое ведет мониторинг СМИ. И если в рамках данного мониторинга были выявлена информация о нарушении  депутатом норм депутатской этики – то этот вопрос рассматривается в рамках своей компетенции комитетом Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества.
Очень часто мы видим по телевизору о возбуждении уголовных дел после того, как были выложены в Интернет те или иные ролики, которые подпадают под статьи Уголовного Кодекса. Поэтому, я думаю, мониторинг СМИ ведется органами власти в рамках своей компетенции.

Иван Михайлович

Дмитрий Александрович, как на Ваш взгляд, самому обществу нужен общественный контроль? Всем некогда заниматься этим, начинаешь что-то предпринимать только тогда, когда тебя лично это коснется. Почему надзорные органы не справляются с этим?

Уважаемый Иван Михайлович!

Я считаю, что обществу необходимо участвовать  в жизни страны, области и своего населенного пункта в частности. Общественный контроль необходим для обеих сторон: и для орган, которого контролируют  и для самого контролера. Таким образом, решаются две задачи: орган  власти улучшает качество своей работы, а сам гражданин - повышает свой уровень правосознания. Что касается надзорных органов – то к каждому не поставишь полицейского. Именно в этот момент необходимо подключиться общественным контролерам.

Елизавета

Дмитрий Александрович, я слышала, что общественный контроль вводится в сфере госзакупок. Каким образом он должен осуществляться и нужен ли он в этой сфере?

Уважаемая Елизавета!

Действительно,  с января 2014 года вступает в законную силу федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предусматривает возможность общественного контроля.
Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям названного Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что государственные закупки осуществляются с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд общественный  контроль необходим  с целью обеспечения прозрачности осуществления сделок.

Виктор

Как Вы думаете, с чем связана такая низкая активность населения в плане контроля деятельности властей? Например, в США люди постоянно требуют что-то от власти, собираются на городских и районных собраниях, потому что четко осознают, что все в стране делается на их деньги. Почему же наши сограждане до сих пор не поймут этого?

Уважаемый Виктор!

Низкая активность населения связана, на мой взгляд,  с тем, что гражданское общество в России находится в стадии формирования. Если взять статистику, то доля некоммерческих организаций по отношению к ВВП нашей страны составляет 0,9 %, а в развитых странах – 6,5 %.  Тем не менее, количество организаций и людей, занятых в некоммерческом секторе, постоянно растет. Таким образом, увеличивается гражданская активность граждан.
Сравнительно недавно я принял участие в дискуссии со  студентами, в рамках которой была затронута тема общественного контроля. На мой вопрос: кто бы хотел поучаствовать в общественном контроле – свое желание  выразили только 10 %. Низкая активность молодежи была обоснована следующими причинами: нежеланием тратить своего времени, отсутствием гарантий общественного контролера и т.д. Таким образом, данный эксперимент позволил сделать следующие выводы: чтобы повысить гражданскую активность граждан необходимо вести активную разъяснительную работу и совершенствовать действующее законодательство.

Наталья Померанцева

Здравствуйте! Хотелось узнать, вот сейчас менингит ходит в городе, а информации о заболевших ноль, про карантин люди узнают друг от друга. Где получить эту информацию простому человеку? Меня беспокоит эта ситуация, а ее власти скрывают.

Уважаемая Наталья!
Официальную информацию об эпидемиологической обстановке в Нижегородской области Вы можете найти в на сайте Управления федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области  по адресу: http://www.52.rospotrebnadzor.ru/.

Игорь Матвеевич

Дмитрий Александрович, а где можно ознакомится с итогами проверок контрольно-ревизионного управления ОЗС и контрольно-счетной палаты Думы?

Уважаемый  Игорь Матвеевич!
С официальными итогами проводимых проверок  контрольно-счетной палаты Нижегородской области Вы можете получить на их официальном сайте в сети Интернет  по адресу: http://ksp.r52.ru/ru/10/.
С итогами проверок контрольно-счетной палаты при Городской Думе г. Н.Новгород Вы можете ознакомиться в сети Интернет по адресу: http://www.gorduma.nnov.ru/?id=247.

Юлия

Здравствуйте! Вы написали, что жители могут поучаствовать в планировании по бюджету на следующий финансовый год. Однако слушания проходят тогда, когда бюджет уже сформирован. Как может обычный человек что-то изменить в таком случае?

Уважаемая Юлия!
Бюджетный процесс является очень сложным механизмом, который требует плановости, четких формул и единой стратегии. Например, проект бюджета Нижегородской области разрабатывает профильное министерство правительства области и только потом вносится на рассмотрение депутатам Законодательного Собрания (предварительно пройдя процедуру публичных слушаний). Поэтому мы все  имеем возможность прочесть уже написанный проект. Тем не менее, не исключены возможности корректировки бюджета. Варианты механизма корректировки: первый вариант – путем участия в публичных слушаниях, второй вариант – с помощью депутатов соответствующего уровня, который курирует Ваш район (области или города).  

Иван

Здравствуйте! Что представляет собой общественный контроль за деятельностью власти? Подходят ли под это определение митинги и протесты против решений нижегородской Думы?

Уважаемый Иван!
На сегодняшний день к элементам общественного контроля можно отнести обязанность органов государственной власти предоставлять информацию о своей деятельности и о своих доходах, осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти всех уровней Общественными палатами, проведение публичных слушаний по проектам законов, проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Самостоятельного закона "Об общественном контроле" пока не принято, но данный вопрос в настоящее время активно обсуждается на разных уровнях.
Механизмами осуществления общественного контроля являются также включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, создание и деятельность при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества, определение рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости.
Право граждан Российской Федерации свободно выражать и формировать мнение, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики обеспечивается Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Согласно данному Закону, митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, и к формам общественного контроля не относится.

Мария Заломова

Дмитрий Александрович! Какие есть способы достучаться до органов власти в плане не контроля, а подачи идей - где, что нужно отремонтировать или что-то сделать во дворах, например. Как донести пожелания народа? Может ли население принимать участи в планировании бюджета в части обустройства территории возле дома или обеспечения спорткомплексами и площадками для детей?

Уважаемая Мария!
В Вашем вопросе прослеживается решение вопросов местного значения (ремонт дворов, уборка территории и т.д.). Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Потому все Ваши идеи должны быть направлены простым письмом в соответствующую администрацию муниципального района или городского округа.
Что касается принятия участия в планировании бюджета, то в соответствии с Законом области от 12.09.2007 № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области"  Публичные слушания  проводятся Правительством Нижегородской области до начала рассмотрения Законодательным Собранием Нижегородской области в первом чтении проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год или проекта закона Нижегородской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год и не ранее чем через десять дней после дня размещения проекта областного бюджета на очередной финансовый год или годового отчета об исполнении областного бюджета на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Участниками публичных слушаний являются:
1) Губернатор Нижегородской области (его представитель);
2) депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области;
3) члены Правительства Нижегородской области;
4) руководители органов государственной власти Нижегородской области, государственных органов Нижегородской области либо их представители;
5) представители контрольно-счетной палаты Нижегородской области;
6) руководители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;
7) члены Общественной палаты Нижегородской области;
8) члены экспертного совета по проведению публичной независимой экспертизы проектов законов Нижегородской области в сфере бюджетного и налогового законодательства;
9) представители общественных объединений;
10) представители средств массовой информации;
11) жители Нижегородской области.
В соответствии с решением Городской Думы г. Н.Новгорода от 29.05.2013 № 79 "О Положении о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде" "для обсуждения проекта решения городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода глава города Нижнего Новгорода или городская Дума города Нижнего Новгорода назначают публичные слушания в порядке, устанавливаемом Положением о публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде. Заключение о результатах публичных слушаний направляется в городскую Думу города Нижнего Новгорода.".
Таким образом, Вы имеете широкие возможности поучаствовать в планировании областного и городского бюджетов на очередной финансовый год.

Сергей

Закреплен ли законодательно общественный контроль над деятельностью власти? Если да, то каковы механизмы осуществления этого контроля?

Уважаемый Сергей!
Ответ на Ваш вопрос содержится  в ответе для Марианны Львовны, тем не менее я еще раз продублирую правовую базу, которая имеется на данный момент по вопросу общественного контроля.

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг., утвержденная Правительством РФ в 2005 г., уделила большое  внимание развитию таких факторов общественного контроля как информационная открытость государственных и муниципальных органов, обеспечение влияния гражданского общества на подготовку и принятие решений органов исполнительной власти. Концепция предусматривала разработку и внедрение широкого перечня механизмов осуществления общественного контроля:
раскрытие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
проведение публичных обсуждений подготавливаемых решений;
проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;
включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан;
создание и деятельность при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества;
определение рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости.
Ряд обозначенных задач также зафиксированы в Национальной стратегии противодействия коррупции, а также Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы, принятых позднее.
В отдельных сферах федеральными законами предусмотрен общественный контроль, например, земельный контроль, общественный контроль за охраной атмосферного воздуха, в сфере ЖКХ, в сфере закупок, контроль за деятельностью полиции и др., однако отсутствует определение общественного контроля, не указаны формы и методы его осуществления - за исключением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. В большинстве случаев общественный контроль сегодня реализуется через обращения граждан (общественных объединений) в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
К элементам общественного контроля (по факту) можно отнести:
- обязанность органов государственной власти предоставлять информацию о своей деятельности и о своих доходах;  
- осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти всех уровней Общественными палатами;
- публичные слушания по проектам законов;
- общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов;
- независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
- законодательную (правотворческую) инициативу граждан, общественных объединений.
В Государственной Думе Федерального Собрания РФ активно обсуждается тема принятия отдельного самостоятельного закона "Об общественном контроле", но пока самостоятельного закона данную тему не принято.

Софья И.

Как мне проконтролировать деятельность депутата по моему округу? Отчеты нам никто не предоставляет, с жителями не встречается.

Уважаемая Софья!
В соответствии со статей 7 Закона Нижегородской области "О статуе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области" депутат Законодательного Собрания  обязан:
1) принимать личное участие в заседаниях Законодательного Собрания, заседаниях комитетов и временных комиссий, членом которых он является;
2) соблюдать Регламент Законодательного Собрания Нижегородской области;
3) соблюдать нормы депутатской этики;
4) проводить личный прием, отчеты и встречи с избирателями в избирательном округе либо на территории, определяемой депутату в порядке, установленном настоящим Законом;
5) выполнять поручения Законодательного Собрания и его органов;
6) при избрании в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, входить в состав фракции в Законодательном Собрании;
7) ежегодно представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в установленном законодательством порядке.
Все депутаты Законодательного Собрания ежегодно готовят отчет о своей деятельности за год, который вывешивается на официальном сайте Законодательного Собрания области по адресу:www.zsno.ru.
С целью осуществления контроля за деятельностью депутата Законодательного Собрания Нижегородской области, Вы можете направить ему письмо на бумажном носителе с просьбой предоставить информацию о его работе. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" он обязан Вам ответить в течение 30 дней с момента обращения.

Антон Борисович

Здравствуйте! Скажите, по вопросам начисления платы за ЖКУ куда надо обращаться, чтобы проконтролировать, правильно ли нам все начислили?

Уважаемый Антон Борисович! Вы можете обратиться в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области. Адрес сайта инспекции в Интернете - www.gzhinn.ru. , почтовый адрес - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д. 110, телефоны: (831) 421-50-28, факс 421-50-86

Марианна Львовна

Дмитрий Александрович! О каком общественном контроле может идти речь? Какие есть возможности у населения, разве нас кто-то слушает? Пойдешь в одну инстанцию, тебя отправят в другую, и так весь год можно бегать! Чтоб чего-то добиться, работу надо бросать!

Уважаемая Марианна Львовна!

Проблема осуществления общественного контроля над органами государственной власти приобретает все большее значение. В настоящее время в центре внимания находятся вопросы повышения эффективности общественного контроля, его реализации в различных условиях.

Вопросы осуществления общественного контроля в сфере государственного управления уже получили отражение в нормативной правовой базе Российской Федерации. Так, Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг., утвержденная Правительством РФ в 2005 г., уделила большое  внимание развитию таких факторов общественного контроля как информационная открытость государственных и муниципальных органов, обеспечение влияния гражданского общества на подготовку и принятие решений органов исполнительной власти. Концепция предусматривала разработку и внедрение широкого перечня механизмов осуществления общественного контроля:

раскрытие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
проведение публичных обсуждений подготавливаемых решений;
проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;
включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан;
создание и деятельность при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества;
определение рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости.
Ряд обозначенных задач также зафиксированы в Национальной стратегии противодействия коррупции, а также Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы, принятых позднее.

В связи с этим государство заинтересовано в  активных людях, которым не безразлично развитие государства и общества. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ активно обсуждается тема принятия отдельного самостоятельного закона "Об общественном контроле", который бы закрепил и механизмы контроля и статус общественного контролера и т.д. Поэтому тезис что "население никто не слушает" в настоящее время является неактуальным. В настоящее время ведется активная работа по выработке механизма обратной связи с населением.
Таким образом, я считаю, что общество должно контролировать власть, развивать новые формы контроля, а  органы власти  в свою очередь, должны быть открыты для общества. Мы имеем множество примеров положительного воздействия граждан на органов власти, например "солдатские матери"  положительно влияют на ситуацию пребывания солдатов-срочников  в Вооруженных силах РФ. И таких примеров много.

Егор

Дмитрий Александрович, вот проходят у нас в городе общественные слушания по разным стройкам. Слушания носят формальный характер, их должны провести и все, а если даже народ против строительства, решение слушаний роли не играет. Как все же установить общественный контроль за деятельностью власти в градостроительной политике?

Уважаемый Егор!
Я согласен с Вами, что общественные слушания носят формальный характер. В развитии застройки населенных пунктов необходимо учитывать две стороны: необходимость развития населенного пункта и интересы граждан.  Каждая сторона видит только свою правоту.   Порой деструктивное поведение населения парализует застройку, которая происходит на законном основании, тем самым   происходит шантаж застройщика.  Таким образом при планировании застройки необходимо согласование  интересов застройщика и жителей, которые живут на данной территории.
В соответствии с положениями статьи 28 Градостроительного Кодекса порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В текущем году комитет Законодательного Собрания по градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса проводило мониторинг правоприменения  Закона области "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" в рамках которого было рекомендовано органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области:
1) создать градостроительные советы при соответствующем органе местного самоуправления, с участием которых разработать градостроительные концепции, определяющие основные требования к архитектуре городских и сельских поселений;
2) обеспечить подготовку актуальных топографических карт муниципальных образований;
3) утвердить административные регламенты выдачи архитектурно-планировочных заданий.
Также, на заседании межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области 26 сентября 2013 года  обсуждался вопрос о мерах по повышению эффективности использования общественных (публичных) слушаний, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации, при рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По итогам рассмотрения данного вопроса было рекомендовано главам муниципальных образований Нижегородской области обеспечить всем заинтересованным лицам равные возможности для выражения своего мнения при проведении публичных слушаний по проектам планирования и межевания территории.
Таким образом,  участвуйте в слушаниях и высказывайте свою точку зрения.

Михаил

Поддерживаете ли Вы введение в нашей области пилотного проекта, предложенного мной как помощник губернатора на общественных началах? Задача его именно работа с населением на местах и улучшение работы органов МСУ.

Уважаемый Михаил!
В Вашем вопросе не прослеживается механизм реализации предложенного Вами проекта, тем не менее, попробую порассуждать на поставленную тему. Комитет Законодательного Собрания, который я возглавляю, последнее время ведет активную работу по повышению правосознания населения области. В процессе своей работы мы столкнулись с тем, что  жители области не знают в какой орган власти обратиться за решением своих проблем.  Таким образом, депутаты Законодательного Собрания, приняли решение вести просветительскую работу среди населения с целью повышения уровня их жизни. Чем активнее будут граждане, чем больше они будут задавать вопросов, в том числе и местным органам власти, тем лучше органы власти будут обеспечивать их благополучие и благосостояние. Поэтому, я только "за" активную жизненную позицию среди населения области.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
26 Апреля