Конференции

Заместитель председателя комитета нижегородского Заксобрания по социальным вопросам Галина Клочкова в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Новые технологии в учебном процессе"

Вопросы для Клочковой Галины Юрьевны можно присылать до 27 марта.
Задать вопрос

Маргарита

Галина Юрьевна, газеты писали в последнее время о плохом качестве питания в школах Нижнего Новгорода. Вы как депутат и директор школы занимаетесь этим вопросом? Каков итог?

Организация питания в школах напрямую связана с вниманием к этому вопросу руководителей ОУ. Там, где ежедневно контролируется качество продуктов , разнообразие детского меню, проблем меньше. Все, что связано с финансами, подрядчиками (комбинатами питания) регулируется местным самоуправлением. Но вопрос действительно сложный. Мы живем в интересное время - меняются привычки в еде именно у детей: они меньше хотят привычных супа и каши и больше популярных пицц, гамбургеров и салатов. Мои идеи связаны с привлечением в эту отрасль лучших шеф-поваров для разработки новых меню и грамотных производственников, чтобы организовать массовый запуск полезных и вкусных блюд в школьные столовые. Уверена, каждый родитель поддержит идею искреннего внимания всех директоров школ к полноценному и сбалансированному меню.

Иван Петрович

Уважаемая Галина Юрьевна, в последнее время в СМИ часто упоминается международная школа им.М.В.Ломоносова в Нижнем Новгороде. Расскажите про этот проект, какие возможности открываются перед выпускниками?

Школа им.М.В.Ломоносова действительно сейчас проходит авторизацию по программам международного бакалавриата (IB). Это международная система образования, состоящая из трех ступеней : начальная PYP, средняя - MYP и высшая - DP школы. Сейчас по этой системе обучаются в начальной школе им.Ломоносова, со следующего года начнется переход на программу MYP в средней школе. Система IB легко вписывается в структуру федеральных государственных стандартов РФ, поддерживая такие важные компетенции как открытость, любознательность, академичность, способность думать и коммуницировать, умение подчиняться правилам и исправлять ошибки. Программы IB развивают толерантность , способность к заботе и поддержке других, они сбалансированы с точки зрения интеллекта, действия и эмоций за счет трансдисциплинарности изучаемых тем. Ученики и выпускники школы наряду с выполнением национальных тестов всех уровней будут собирать портфолио, участвовать в выставках академических и проектных достижений, и наконец, по окончании уже средней ступени, могут претендовать на международный сертификат по итогам защиты проекта. Дипломные программы в итоге, по окончании старшей школы, позволяют рассчитывать на место во множестве европейских , и не только, Университетах. Некоторые из них, кстати, предпочитают даже национальным тестам диплом IB. К сожалению, путь к программам DP для нас длиннее из-за необходимости строительства принципиально нового школьного здания.

Ольга Ивановна

Здравствуйте, Галина Юрьевна! Несколько лет назад говорили, что у ученика начальной школы должно быть два комплекта учебников, один в школе, другой - дома. Мой сын в 3 классе, я его рюкзак школьный с трудом поднимаю, к каждому предмету минимум два учебных пособия. Это наша школа экономит или нигде нет второго комплекта?

Федеральный Закон "Об образовании" в статье 35 разъясняет правила пользования учебниками, учебными пособиями, материалами для обучения. Естественно, в бесплатном пользовании учащимися находится, согласно смыслу Закона, комплект, необходимый для освоения государственных стандартов. Другие решения вправе принимать образовательные организации, т.е. в данном случае, например, Ваша школа.

Елена

Галина Юрьевна, с этого года решили вернуть сочинение, в качестве выпускного экзамена. Я слышала только, что утвердили расписание ЕГЭ, так будет сочинение и когда?

Экспертное сообщество сейчас действительно обсуждает введение сочинения в качестве выпускного экзамена. Скорее всего, соответствующие нормативные документы будут приняты не ранее следующего года. Но направление для изменений в содержание школьных уроков точно указано - учителя русского языка и литературы должны уделять достаточно внимания развитию письменной речи учащихся. Задача сложная, учитывая небольшое количество часов, но надеюсь, все учителя школы будут работать над этим: письменные ответы, эссе, другие формы работы по развитию речи уместны.

Евгения Александровна, Нижний Новгород

Галина Юрьевна, как Вы считаете, применение тестов и заданий в тестовой форме действительно способно улучшить качество образования или это лишь дополнительный способ разнообразить учебный процесс, и особой пользы от них нет?

Оценка результатов деятельности необходима, но тесты - это лишь часть объективной картины. Кстати, необходимая и понятная всем часть. Качество образования, к сожалению, дает о себе знать гораздо позднее  даты последнего сданного экзамена. Это, например, не оцениваемый сегодня уровень компетенций: социальных, эмоциональных, коммуникативных, проектных и других, требуемых современными работодателями. Их невозможно оценить с помощью даже очень "специальных" заданий в тестовом контексте. А без возможности измерения, без соответствующей рефлексии педагогов по этому поводу, трудно спланировать развитие компетенций. Отчасти такая новая форма, как портфолио учащегося, способна расширить представление о достижениях конкретного выпускника школы. Что еще? Нужно думать, искать, пробовать. Ясно одно - экзамен - это не только внешняя оценка деятельности, а результат совместной работы ученика и учителя, старт для решения новых образовательных задач.

Павел

Не лучше ли вместо закупки всяких новомодных штучек обеспечить учеников обычными бесплатными учебниками, которых вечно не хватает?

Обеспечение  учебниками является компетенцией органов управления образования. Действительно, ситуация, при которой финансирование закупки учебников осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, а школа решает расширить эти списки, возможна. Но это не значит, что нужно отказываться от внедрения в учебный процесс новых, подчас дорогостоящих технологий. Просто школа, а это не только педагоги, но и родители, должна научиться расходовать обязательные и дополнительные материальные ресурсы максимально эффективно. А это необходимо делать, проводя перед каждым учебным годом своеобразную "работу над ошибками".

Мария

Галина Юрьевна, здравствуйте. Скажите, разработаны ли критерии выбора технологий учебного процесса для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике? Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно без учета ее возможностей и условий ее применения.

Новый Закон "Об образовании РФ" предоставляет большую свободу выбора для образовательных организаций любых типов и видов в том числе в части использования инноваций. Необходима работа по обучению учителей, работающих сегодня в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, оптимизации их  деятельности с учетом использования возможностей новых технологий. Учитель становится главной фигурой в образовании, его способность мыслить не стандартно, креативно, реагировать на новые вызовы, быть гибким - вот что является требованием времени.

Успешен будет именно тот  учитель, который всегда точно знает возможности своих учеников, потребности их родителей, возможности школы и учебного класса для их реализации. Только тогда использование любых интересных, и не только новых, технологий будет максимально эффективным.


Ирина Д.

Какова ситуация в школах города Нижнего Новгорода с обеспечением оборудованием для введения новых технологий в учебный процесс, какая ситуация складывается по Нижегородской области?

Образовательные учреждения, принявшие участие в  конкурсе  на получение грантов на внедрение инновационных образовательных программ, финансировались областным бюджетом в течение ряда лет. Лучшие учителя Нижегородской области также поощряются ежегодно. Таким образом, и оборудование для внедрения технологий, и специалисты высочайшего уровня в школах сегодня есть.

Михаил

Есть ли в школах области интерактивные доски вроде той, на которой Путин нарисовал свой незабываемый шедевр "кошка, вид сзади"? Планируется ли массово закупать такие доски?

Интерактивные доски в школах - это уже так же обычно, как меловые и магнитные. Они используются, наверное, креативно, подобно тому, о чем Вы спрашиваете. Но все-таки главное их назначение - быть с помощью проектора  интерактивным экраном для компьютера, содержащего задания для данного урока и позволяющего выводить информацию с сайтов, интернет - ресурсов для обеспечения   проектной деятельности.

Елена

Здравствуйте, Галина Юрьевна! На ваш взгляд, когда лучше отдавать ребенка в школу? в 6 или 7 лет?

Четырехлетняя начальная школа предполагает обучение детей с 6,5 лет. Понятно, что это лишь нижняя, большей частью физиологическая граница. Интеллектуальные и психологические возможности ребенка могут быть различными: и в 5, и в 8 лет дети могут иметь не столько проблемы, хотя и это тоже возможно, сколько особенности. Инструменты современной психологии подразумевают раннее выявление способностей ребенка к обучению. Но даже если Ваш ребенок к 6 годам знает массу стихов, читает, считает, знает какие-то слова на английском языке, это не указывает стопроцентно на готовность к школе. Есть много факторов, понятных специалистам, педагогам начальной школы особенно, которые помогают правильно решить вопрос о времени  поступления в первый класс, и я советую Вам не пренебрегать мнением специалистов. Но и затягивать время начала образования специально (потому что Вам так удобнее - садик привычнее) не следует.

Е.Куприянов

Вопросы нравственного и патриотического воспитания школьников, проблемы социализации детей, формирования у них духовных и культурных идеалов успешно решались педагогами-новаторами XX века (Амонашвили, Волков, Ильин, Шаталов). Может ли быть применено их педагогическое наследие в современной школе?

Российское образование отличается личностным подходом: чем глубже и интереснее образ учителя, тем успешнее и нравственнее его ученики. Примеры, которые Вы приводите, именно из этой серии. Книги великолепных учителей читаются как захватывающая беллетристика. Они могут быть настольными как для начинающих учителей, так и для тех, кто со временем разочаровался в идеалах профессии. Боюсь, что любое "системное" внедрение подобного наследия сыграет, скорее, отрицательную роль. Потребность "примерить" на себя идеи замечательных педагогов должна быть внутренней и осознанной. Вдохновение, которое приходит, когда знакомишься, по сути, беседуешь с умными, внимательными, строгими, справедливыми учеными, невозможно не использовать на своих уроках. Отдельное спасибо за вопрос - давно не слышно было этих фамилий в публичном пространстве.

Клавдия Ивановна

Здравствуйте! У учителей сейчас столько бумажной работы, что об инновациях говорить не приходится. Может быть, стоит сократить этот "мартышкин труд",  чтобы у учителей оставалось время на освоение новых технологий?

Хорошие инновации тоже нуждаются в "бумажной"  фиксации. Любая технология связана с прогнозами и рефлексией результатов - вот и необходимость отчетов. Одно совершенно очевидно: любой отчет должен быть полезен не внешним по отношению к школе институтам, в том числе и властным, а именно его авторам. А "мартышкин труд", по Вашему меткому выражению, нужно не сокращать, а запрещать законодательно!

Иван Ильин

Единый государственный экзамен продолжает вызывать множество нареканий со стороны учителей различного профиля. Преподаватели ВУЗов также дают резкую аргументированную критику подготовке школьников по системе ЕГЭ. Как вы считает, Галина Юрьевна, стоит ли продолжать совершенствование системы этого экзамена? Или лучше было бы вернуться к старой системе выпускных и вступительных экзаменов?

В практике Законодательного собрания НО есть хорошее слово  "мониторинг". Так вот, если серьезно и последовательно "мониторить" изменения в системе образования, происходящие по мере укрепления позиций ЕГЭ, то все гораздо сложнее, чем недовольство приемных комиссий и преподавателей ВУЗов. Если результатом одиннадцатилетней многодневной и многообразной работы разных школьных специалистов, по сути, становятся проценты по трем - четырем  предметам, что должно мотивировать остальных на отличную работу?  Необходимо общественное обсуждение основных целей средней школы, затем определение наиболее точных измерителей результатов достижений этих целей. А ЕГЭ, возможно, оставить как вариант выпускных экзаменов для тех учеников, кому он представляется наиболее "выигрышным" с точки зрения оценки.

Вениамин

Вам не кажется, что новые технологии в школах нужно применять не только в рамках непосредственно учебного процесса, но и в организации, скажем, медкабинетов? Ведь там зачастую кроме йода и парацетамола ничего нет. Планируется ли развивать школы в таком русле?

Очень важная тема затронута Вами. Неоднократно на заседаниях комитета по социальным вопросам, в ходе круглых столов и рабочих встреч, обсуждалась тема медицинского обслуживания школьников. Необходимо преодолеть ведомственные противоречия и нестыковки в законах, а это зачастую посложнее введения новых форм работы медицинского кабинета в школе. По моему мнению, каждая школа должна иметь квалифицированного медицинского работника (врача, фельдшера, медицинскую сестру - зависит от типа и размеров школы),  работающего в постоянном контакте с поликлиническим и другим специализированным медицинским ресурсом, чтобы знать историю каждого ребенка, иметь возможность влиять на его родителей при необходимости диспансеризации, вакцинации. Именно он должен знать особенности физиологического развития каждого учащегося. Кроме того, медицинский кабинет в идеале должен иметь необходимое оборудование для оказания "первой помощи". А врач в школе должен выполнять важную просветительскую функцию - убеждать в необходимости здорового образа жизни.

Софья П.

Какие задачи в образовательной сфере могут быть решены в связи с применением новых технологий в учебном процессе?

Во-первых, может быть реализован индивидуальный подход в обучении:  дистанционно и по индивидуальным программам могут учиться дети с разными проблемами и потребностями.
Во-вторых, проектная деятельность, ставшая возможной с внедрением ИКТ, позволит выявить более глубокие и разновекторные способности ребенка. В третьих, умение составить собственное портфолио (а это наиболее интересная новая технология) пригодится при формировании в будущем  резюме для получения лучшей работы, а также  позволит учащемуся уже в школе  видеть свои конкурентные преимущества, развивать их, выбирать на основе их будущую профессию, верить в успех.

Александр

Планируется ли массовое введение электронных книг в школах? Ведь сейчас они стоят просто копейки - в среднем около 3-5 тыс. рублей. К тому же намного проще носить одну небольшую электронную книгу и пару тетрадок, чем гору учебников.

Не планируется. Причин много, одна из них - электронные книги не могут заменить современный учебник, который, в отличие от многих наших сегодняшних, должен представлять собой не просто тексты и задания, а проектно-рабочую тетрадь. Возможно, рассчитанный на одну четверть, такой учебник будет по объему небольшим, а по функциям - интерактивным. Электронные носители сегодня - это будущее для "сверхновых"  учебников. Написанные специально для современных гаджетов, они будут представлять собой уникальное соединение интернет-ресурсов, ссылок на проверенные информационные  источники, видео и аудио файлы и проектные задания. Специалистам необходимо объединить усилия, чтобы как можно скорее были созданы именно такие учебники, пока гаджеты не стали только привычной игрушкой в руках наших детей, скорее развлекающей, чем развивающей.

Жангир

Планируется ли как-то использовать социальные сети, которые так популярны у детей, в учебном процессе? Может, школы смогут организовать свои сообщества и через интернет уведомлять учеников о проведении различных мероприятий? Или, например, посылать ученикам старших классов вопросы к школьным экзаменам, чтобы они могли подготовиться?

Многие школы активно используют электронные коммуникации в учебном процессе и не только. Социальные сети, как и любые возможности для общения, требуют специальной подготовки, не столько для учеников, сколько для учителей. Общение по принципу "1:25" или "1:35", в котором понятно соотношение учитель - ученики в учебном классе, в  социальных сетях становится принципиально иным – "один на один". Готовы ли учителя к такому уровню и качеству общения? Безусловно, доверие и уважение, необходимые для такого контакта нужны и учителю, и ученику. Так что будущее за смелыми молодыми педагогами, готовыми использовать этот мощный образовательный ресурс: где еще можно задать любой вопрос?! Что касается объявлений, общей информации о школе, специального окна для вопросов - в современной школе сайт должен давать такие возможности.

Николай Федоров

Галина Юрьевна, как вы считаете, следует ли вернуть в школы функцию духовно-нравственного воспитания детей? Следует ли детям в школе прививать традиционные для России православные ценности?

Хорошая школа базируется на понятных каждому ученику, учителю, родителю ученика нравственных ценностях. Причем они существуют именно в культуре школы, а не только в декларациях и документах. Уважение к профессиональной состоятельности учителя, к любознательному восприятию мира учеником, внимание к тревогам и надеждам родителей - вот что отличает  школу с высоким уровнем культуры. Тогда не разовые мероприятия по выявлению духовных ценностей, а ежедневная кропотливая работа  с каждым участником образовательного процесса  приводит к нужному результату - школу заканчивает духовно зрелый, взрослый, ответственный за свои поступки человек. В этом общекультурном смысле не является определяющим, какие именно,  светские  или духовные ценности помогают педагогам в этой трудной миссии. Важно, чтобы школа оставалась для общества одним из самых важных социальных институтов.

Нафанаил Петров

Инновационные технологии обучения начинают активно внедрятся тогда, когда наблюдается кризис образовательной системы в целом. Необходимо ли применение новых технологий обучения российской школе? Каковы основные направления инновационной деятельности в сфере образования на данный момент?

Вопросы внедрения инновационных технологий не связаны с кризисом системы образования. Каждая образовательная система, в том числе и российская, должна отвечать вызовам современного общества. Каковы сегодня эти вызовы? Во-первых, информационная революция потребовала нового отношения к использованию ИКТ (информационно-коммуникационных  технологий). Возможности учителя теперь не ограничиваются передачей информации - становятся важными навыки проектной деятельности, дистанционного обучения, рефлексии результатов. Во-вторых, меняющийся мир требует психолого-педагогического перевооружения. Индивидуальный подход к учебному плану каждого обучающегося - это реалии сегодняшнего дня. Поддержка детей с поведенческими девиациями, организация  мониторинга  эмоциональной среды школы, изменение структуры школьного расписания с учетом потребностей в программах личностного развития, все это требует нового педагогического образования. В-третьих, задача современного бизнеса и производства связаны с развитием компетенций, а не с освоением предметных знаний. Проектно-аналитическая работа руководителей образовательных учреждений становится более важной, чем собственно административная. Уникальность каждой школы в условиях новой системы образования, таким образом, определяется набором инновационных направлений. Хорошо ли, когда их много? Плохо ли, когда мало? Думающим родителям стоит правильно формулировать вопросы, связанные с возможностями и потребностями их ребенка,  к педагогам и директору выбранной школы, а не следовать только за модными тенденциями в образовании.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
26 Апреля