Интервью

При получении заказа мы готовы построить корабль под ключ

При получении заказа мы готовы построить корабль под ключ
На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает генеральный директор ООО "Городецкий судоремонтный завод" (ГСРЗ), финансовый директор ОАО "Нижегородский телевизионный завод имени В.И.Ленина" ("Нител") Николай Упирвицкий.

Николай Евгеньевич, следуя своему названию, "Городецкий судоремонтный завод" должен специализироваться на судоремонте, однако, как известно, предприятие с недавнего времени начало осваивать и судостроение. Что в настоящее время является приоритетом в деятельности ГСРЗ?

Конечно, для нас судоремонт является традиционным, хорошо освоенным направлением деятельности. И сегодня, когда основной подвижной состав речного флота требует модернизации и капитального ремонта, отказываться от судоремонта было бы, по меньшей мере, не целесообразно. Завод располагает блоком производственных цехов: механосборкой, литейным, термогальваническим, кузнечным, что позволяет производить большую номенклатуру сменно-запасных частей и является нашим несомненным преимуществом. Однако жизнь вносит свои коррективы в наши планы. В условиях кризиса редкий предприниматель может позволить себе профилактические работы, "латаются" лишь самые серьезные проблемы. Кроме того, судоремонт носит сезонный характер - основные работы ведутся, как правило, зимой, после окончания навигационного периода. Судостроение носит более плановый характер, что позволяет задействовать коллектив в летний период и максимально загрузить его работой.

Кроме того, сегодня в рамках федеральной целевой программы развития водного транспорта есть подпрограмма развития внутреннего водного транспорта, подразумевающая значительный рост объемов судостроения, что делает это направление деятельности еще более привлекательным.

Уже в этом году на ГСРЗ объем работ в сфере судостроения в 1,5-2 раза больше, по сравнению с судоремонтом. К сожалению, в 2009 году по статье судоремонт завод получил лишь половину того, что планировали, в то время как по судостроению эту цифру мы превзошли в два раза. А в целом, несмотря на сложности объективного характера, по итогам первого полугодия ГСРЗ является прибыльным предприятием.

Судостроение является той промышленной отраслью, где от квалификации кадров успех того или иного проекта зависит, может быть, более чем в других видах производства. Как в настоящее время обстоит дело с кадровым обеспечением работы ГСРЗ?

Квалифицированные кадры – острая проблема любой отрасли отечественной промышленности и судостроение, безусловно, не является исключением. Невозможно построить судно без квалифицированных инженеров, сборщиков или сварщиков. К сожалению, в нашей новейшей истории был период, когда престиж рабочих профессий в силу ряда причин стал крайне низок. Те техникумы и профтехучилища, которые продолжали работать в непростые девяностые, выпускали специалистов гостиничного бизнеса, юристов и экономистов в несопоставимых с нуждами страны масштабах. Как результат - образовавшийся провал по рабочим специальностям и   наш сегодняшний "кадровый голод".

Буквально пару лет назад настроение молодых людей при выборе будущей профессии стало меняться – сейчас уже многие хотят не только получить среднее специальное образование, но и работать по выбранной специальности. Некоторое время назад и ГСРЗ, и "Нител", испытывая "кадровый голод", начали ряд образовательных проектов по подготовке специалистов, прежде всего инженерных профессий, с Нижегородским политехническим университетом. Традиционно плотные и продуктивные отношения связывают нас с 21-ым лицеем, который, во многом благодаря поддержке ОАО "Нител" и ряда радиоэлектронных предприятий Нижнего Новгорода, летом текущего года стал победителем в приоритетном национальном проекте "Образование", что позволит ему уже в ближайшее время получить более 48 млн. рулей на реализацию своих образовательных программ.

Целесообразны ли траты на образование в условиях кризиса, когда многие предприятия проводят сокращения?

В настоящее время мы не планируем сокращений ни на ОАО "Нител", ни на ООО "ГСРЗ", даже учитывая тот факт, что на производствах активно реализуется программа техперевооружения, подразумевающая существенный рост производительности труда. Так, например, работа ОАО "Нител" над выполнением госзаказа на 2009-2010 годы в объеме 3,5 млрд. рублей требует увеличения персонала. 

В период кризиса, когда на многих предприятиях произошли сокращения, у нас появилась возможность найти специалистов на те вакансии, на которые мы 2 года не могли найти людей. Речь идет как об инженерно-технических кадрах, так и о рабочих. Происходит "омоложение" кадров, растет их профессиональный уровень.

Как вы можете прокомментировать недавно появившуюся в прессе информацию о том, что министерство обороны РФ рассматривает возможность закупки военных кораблей во Франции? Может ли этот факт свидетельствовать о том, что российское судостроение окончательно утратило свои позиции?

Трудно комментировать решения, направленные на укрепление обороноспособности страны. Наверняка вопрос был тщательно проработан и Генеральным штабом, и командованием ВМФ. Но в то же время мне кажется, что в период кризиса и для нашей промышленности, и для государства в целом крайне важно самим вести масштабные проекты – такие как строительство больших военных кораблей. Это дало бы загрузку судостроительным предприятиям, что, в свою очередь, подтянуло бы и профильные НИИ, и смежные отрасли, позволило стабилизировать ситуацию на рынке труда. Считаю, что мы вполне можем выпускать конкурентоспособные военные корабли, а если это сейчас не так, то создание условий для этого - важнейшее направление работы, причем на федеральном уровне. С тех пор, когда СССР выпускал лучшее в мире оружие, прошло не так много времени – остались еще старые специалисты, которые могут подготовить молодые кадры, передать им свои знания и опыт.

Планирует ли ГСРЗ принимать участие в производстве судов по госзаказу?

ГСРЗ планирует принимать участие в тендерах на поставку судов по госзаказу, однако, строительство кораблей "под ключ", да еще и со специальным оборудованием – это пока лишь перспектива для нас. Мы внимательно отслеживаем проведение всевозможных тендеров, принимаем в них участие. Думаю, что нашей сильной стороной является высокая мобильность в принятии решений и готовность к дальнейшему развитию. Мы готовы дополнительно набирать людей и оперативно перестраивать производство под конкретный заказ. Процесс изготовления судна начинается с производства корпуса – эту составляющую мы успешно освоили – об этом говорит опыт нашего недавнего сотрудничества с голландской фирмой "Навия". Приятно отметить, что построенное нами судно "Iduna" вошло в пятерку лучших по качеству работ   одной из ведущих голландских судостроительных компаний.

Нашим серьезным  преимуществом является тот факт, что необходимую техническую помощь ГСРЗ всегда могут оказать предприятия, входящие в промышленную группу, контролируемую акционерами банка "Ассоциация".

Сейчас активно прорабатывается возможность нашего участия в выполнении заказа на строительство сухогрузов нового типа для "Волжского пароходства". В стадии обсуждения участие в данном проекте ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания".

Над какими перспективными проектами в области судостроения в настоящее время работают специалисты ГСРЗ?

Есть очень интересная разработка мелкосидящего колесного теплохода,   которой владеет компания "ГАМА". Этот тип теплоходов проекта "Золотое кольцо" включен в стратегию развития речного транспорта России. В теплоходе будет использован новый тип колесного движителя. Завод готовится к изготовлению опытного образца – уменьшенного прототипа такого судна на 40 пассажирских мест – теплохода "Сура". У "Суры" осадка корпуса всего лишь 60 сантиметров, что позволит ей заходить в реки , не являющиеся сегодня судоходными. А это верховье Оки, Ветлуга, и многие другие. Более того, если пароход сядет на мель, он с помощью колесной тяги может вытащить себя самостоятельно. Малые реки России – это огромный транспортный ресурс, не использовать который просто нерационально. Сейчас прорабатываются вопросы финансирования данного проекта, после чего завод приступит к изготовлению опытного образца. Я надеюсь, что к началу следующей навигации мы уже спустим на воду это судно. Причем если в процессе сотрудничества с "Навия" мы изготавливали только корпус судна, то в этом случае мы планируем изготовить корпус, осуществить монтаж и окончательную сборку.

Переговоры об изготовлении теплохода находятся на стадии заключения контракта. Для заказчика очень важно получить первый образец, апробировать его с тем, чтобы в дальнейшем приступить к серийным работам. В этом смысле значимость нашей работы трудно переоценить.

В период кризиса немаловажную для стабилизации положения в экономике играет позиция государства, эффективность его антикризисной программы. Как Вы можете оценить деятельность правительства Нижегородской области в этой сфере?

Понятно, что кризис носит глобальный характер, и основная часть стабилизирующих мер должна приниматься на федеральном уровне. Что касается усилий правительства Нижегородской области в сфере нормализации ситуации в экономике региона и помощи конкретным предприятиям, то могу сказать, что по моим ощущениям, управление этими процессами велось с конца 2008 года практически в "ручном" режиме. Решения принимались очень быстро. Так, ГСРЗ своевременно получил государственные гарантии правительства области на получение необходимых кредитных ресурсов в объеме 50 млн. рублей. Только сам факт предоставления госгарантий ГСРЗ, информация о котором появилась в СМИ еще до подписания распоряжения, позволил заводу получить необходимые кредиты и выполнить заказ в обозначенный срок. Получил госгарантии областного правительства и "Нител".

Областное правительство делает и делало все, что от него зависит в сфере помощи предприятиям. В этом смысле хочется особо выделить деятельность Координационного совета, эффективного рабочего органа, объединившего представителей власти и авторитетных руководителей различных отраслей экономики. 

Подавляющее большинство руководителей нижегородских предприятий положительно оценивают перспективы строительства АЭС в регионе, имея в виду очевидные выгоды от получения заказов на свою продукцию. Какую номенклатуру продукции ГСРЗ мог бы поставлять в процессе строительства АЭС в Нижегородской области?

Строительство АЭС - явление многофакторное, вызывающее острые дебаты в обществе. Несомненно одно – строительство энергоблока, помимо решения вопроса с дефицитом электроэнергии, подтягивает за собой строительные  компании, машиностроительные заводы, которые должны участвовать в его строительстве, монтаже и комплектации.. А это в наше кризисное время является хорошим подспорьем для любого предприятия.  

Уже сегодня строительство энергоблоков дает работу предприятиям, в том числе, и в нашей области. И если мы говорим о строительстве АЭС в регионе, то я убежден, многие работы для нее должны осуществляться силами нижегородских промышленников. Помимо новых рабочих мест, это дало бы дополнительные поступления в областной бюджет и позволило бы принять ряд действенных мер по снижению экологических рисков и социальной напряженности в регионе.

ГСРЗ в настоящее время осваивает это направление в своей работе. Уже в ближайшие дни завод получит специальное лицензирование на производство и поставку продукции для АЭС. Мы имеем для этого все необходимое оборудование и квалифицированные аттестованные кадры. Я считаю, что строительство АЭС будет существенным импульсом для развития и нашего предприятия. Мы традиционно работаем с большими металлическими секциями с ответственной сваркой – шов должен пройти рентген, ультразвуковой и радионуклиидный контроли. Наши сварщики сертифицированы по международной системе Ллойда. На энергоблоках выполняются идентичные работы – там также нужно смонтировать и сварить тяжелые конструкции и понятно, что уровень ответственности в этой сфере крайне высок. На АЭС нужны герметичные двери - аналогичную работу мы делали для голландцев. К тому же у нас уже есть положительный опыт сотрудничества с "Росатомом" - в настоящее время завод выполняет заказ на поставку 6 канализационо-насосных станций (КНС) для Ростовской АЭС.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
20 апреля