Интервью

Уполномоченный по правам ребенка должен быть юристом

Уполномоченный по правам ребенка должен быть юристом
На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Василий Ольнев.

Василий Васильевич, 1 сентября президент России Дмитрий Медведев подписал указ "Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка" в соответствии с которым органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано также учредить должность уполномоченного по правам ребенка. На должность уполномоченного при президенте РФ назначен Алексей Головань. Как скоро такая должность появится в Нижегородской области?

В Нижегородской области еще в прошлом году, по законодательной инициативе губернатора региона Валерия Шанцева был принят закон, предусматривающий создание должности заместителя уполномоченного по правам человека, который будет заниматься вопросами обеспечения и защиты прав детей. Губернатор еще тогда понял, насколько важно всерьез, основательно, углубленно заниматься правами детей.

Как видите, Валерий Павлинович проявил инициативу в этом плане задолго до решений президента РФ. В законе, принятом Законодательным собранием Нижегородской области (ОЗС) в июле 2008 года, было прописано, что заместитель уполномоченного по правам детей назначается по согласованию с губернатором. Я предложил кандидатуру Светланы Барабановой, и губернатор ее согласовал. Она была назначена на эту должность в октябре 2008 года.

Во время моего знакомства с Алексеем Голованем, которое состоялось 2 года назад, он сообщил, что должность уполномоченного по правам ребенка была введена в Москве по инициативе В.Шанцева. Я обратился к А.Голованю с просьбой, если такая должность будет введена и у нас в области, можно ли будет прислать уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области в Москву поучиться, обменяться опытом. На что он мне ответил, что нет никаких проблем, пожалуйста, приезжайте, все расскажем, покажем.

После назначения С.Барабановой, я созвонился с А.Голованем и напомнил о нашей договоренности и попросил принять ее в Москве для того, чтобы познакомится с работой. Что и было осуществлено.

Президент РФ решил вопрос несколько иначе – он назначил уполномоченного по правам ребенка при президенте России. Сейчас я не могу предполагать, как будут развиваться события - будет преобразована существующая или введена новая должность – уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Нижегородской области.

То есть все зависит от решения губернатора?

Я думаю, Валерий Павлинович в любом случае решит эту ситуацию: либо он создаст при себе должность уполномоченного по правам ребенка и тем самым обособит ее или оставить все так, как есть. Определенность в этом деле будет, как только губернатор определится. Если потребуется помощь ОЗС для решения данного вопроса, я думаю, оно поддержит В.Шанцева.

По вашему мнению, какой вариант предпочтительнее – уполномоченный по правам ребенка при губернаторе или все-таки как заместитель уполномоченного по правам человека, который будут непосредственно заниматься защитой прав детей?

Я все-таки считаю, что эффективность любой инициативы на федеральном уровне и в субъектах федерации выше, когда есть некая система в действиях федеральных органов и органов субъектов. Если должность уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области будет учреждена при губернаторе, то это прямой путь, если не к созданию единой государственной централизованной системы уполномоченных по правам ребенка, то к более основательному взаимодействию между ними, в том числе и в некотором административном понимании этого.

Если выбирать из двух вариантов: заместитель уполномоченного по правам ребенка или уполномоченным по правам ребенка при губернаторе, то конечно, лучше при губернаторе. Должность губернатора неизмеримо солиднее и по статусу и по наличию полномочий и более уважаемая, чем должность уполномоченного по правам человека. Кроме того, если будет выстроена система от президента РФ до губернаторов, то результат их деятельности (уполномоченных по правам ребенка при губернаторе – прим. НТА-П.) по факту будет более высоким.

Кроме того, возможен и такой вариант: существует уполномоченный по правам человека, у которого есть заместитель, углубленно занимающийся защитой прав детей, и уполномоченный по правам детей при губернаторе. Одно другому не противоречит и  не исключает. Наоборот, между ними будет тесное взаимодействие. Ведь многие обращения к уполномоченному, касающиеся семей, детей, родителей трудно разделить однозначно – вот это обращение именно о защите прав ребенка, а это – о защите прав матери.

По вашему мнению, выходцем из каких структур должен быть уполномоченный по правам ребенка при губернаторе?

Мне неэтично даже рассуждать на эту тему, для того, чтобы это не выглядело в качестве каких-то рекомендаций и советов. Но я думаю, что не так важно, из каких структур будет уполномоченный по правам ребенка, важно, чтобы человек был очень компетентный. Во-первых, он должен быть юристом, и в этом у меня никаких сомнений нет. Права ребенка, методы и способы их обеспечения и защиты – все воплощены в законах, а в законах, конечно, лучше разбирается юрист, чем человек, несведущий в юриспруденции. Кроме того, уполномоченный по правам ребенка должен быть человеком с хорошим опытом, знанием того, что такое дети, что такое многодетная, малообеспеченная семья, что такое мать-одиночка. То есть он должен быть не просто много читавшим человеком, но человеком с практическим опытом именно в сфере обеспечения и защиты прав детей. И если губернатор решит учредить такую должность, то я уверен, что он сделает правильный выбор.

Что является основным, главным в работе уполномоченного по правам ребенка, на что необходимо обращать особое внимание?

Уполномоченный по правам ребенка обращает внимание на все, что касается защиты прав детей. Я не скажу, что в нашей области непорядок с этим. Нет, родители и законные представители не завалили нас обращениями, заявлениями, жалобами по вопросу нарушения прав детей. Но эти обращения идут, их конечно не вал, не масса, но они и не единичны. Обращения, которые поступают, в основном, касаются обеспечения и защиты прав детей в самых разных аспектах – медицинской помощи, образования. Поступают обращения, связанные с разводами родителей, обеспечения жильем детей. Особенно много заявлений по невыплате алиментов, чаще всего отцом. Последнее время "горячей темой" стало решение вопроса, с кем жить ребенку после развода родителей.

Например, сейчас мы рассматриваем такой вопрос. Бывший муж живет в Германии, а его жена после развода живет в Нижнем Новгороде. И очень сложный вопрос – с кем жить ребенку. Я обращался в германский суд в городе Вупперталь, в посольство, в том числе в Германии. Затем к данной проблеме подключился депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн. Мы полагаем, что согласно международной конвенции о правах ребенка, девочка должна проживать с матерью здесь в Нижнем Новгороде. Мы так считаем, опираясь на федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и на Международную конвенцию о правах ребенка. Наши суды решают вопрос в пользу матери, но германский суд, куда обратился отец девочки, окончательно данный вопрос пока не решил.

Василий Васильевич, а вы работаете только с обращениями граждан?

Обращения граждан – это самое основное в работе уполномоченного по правам человека. Ведь не только омбудсмен занимается правами человека.

Так, министерство социальной защиты занимается обеспечением реализации социальных прав, министерство образования – обеспечением реализации прав на образование, министерство здравоохранения – обеспечением прав на медицинскую помощь и т.д. Поэтому нам нет необходимости заниматься всем. Основное в нашей работе – обращения граждан, вызванные нарушениями, необеспечениями, недостаточной реализацией их прав. Это наше поле деятельности. Что-то обобщающее, какие-то предложения в органы исполнительной власти области, Законодательное собрание, в иные социальные учреждения области, если мы и направляем, то на основании рассмотрения конкретных обращений и на основании обобщения каких-то идентичных вопросов, затронутых в этих обращениях, и изучаемых, анализируемых, и решаемых, по возможности, нами.

А гражданка России Римма Салонен, бывший муж которой вывез их ребенка в Финляндию, обращалась к вам за помощью?

Нет. Но если обратилась бы, то мы бы сделали, все, что в наших силах и  компетенции, хотя у нас не так много полномочий. С точки зрения теоретической, если бы было соглашение между Россией и Финляндией, с кем должен оставаться ребенок в случае развода родителей, то данный вопрос было бы решить проще. Но в Международной конвенции о правах ребенка есть норма о том, что разлучать ребенка с матерью можно только в исключительных случаях, а не в каждом рядовом случае, когда родители развелись. Правда следующий абзац данной нормы говорит о том, что в этих целях государства заключают соответствующие соглашения. А даже если нет соглашения, то государства-участники конвенции обязаны с этой нормой считаться.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта