Интервью

Всем детям в возрасте 5-7 лет с 1 сентября будут предоставлены места в детском саду

Всем детям в возрасте 5-7 лет с 1 сентября будут предоставлены места в детском саду

Сергей Васильевич, завершилась основная волна сдачи ЕГЭ. Каковы результаты 2013 года, лучше или хуже сдали выпускники госэкзамены, по сравнению с 2012 годом?  

Средние баллы ЕГЭ этого года по Нижегородской области выше результатов 2012 года по всем предметам. Большое увеличение мы наблюдали по английскому языку – на 19,2 балла, химии – на 13,6 балла, физике – на 8,3 балла.  

Количество 100-балльных результатов также больше, чем в предыдущие годы. Всего получено 214 максимальных результата, в 2012 году – таких работ было в 4 раза меньше – 47. Министерством образования была организована перепроверка более половины 100-балльных работ. К сожалению, в пяти случаях результаты были понижены.  

Много ли подано апелляций по результатам ЕГЭ, сколько из них удовлетворено?  

По итогам основного этапа проведения ЕГЭ подано 1,078 тыс. апелляций – это в целом соответствует уровню прошлого года, когда было направлено 968 апелляций. С повышением балла удовлетворено 275 апелляций, по остальным апелляциям результат оставлен без изменений.  

Сколько выпускников сдавали ЕГЭ во вторую волну? 

Всего порядка 600 человек стали участниками ЕГЭ дополнительного периода, из них 24 школьника – выпускники текущего года, по уважительным причинам сдающие экзамены во вторую волну.  

Какие эксцессы были на едином госэкзамене в Нижегородской области? Как в целом прошли испытания? 

Каких-либо серьезных нарушений, существенным образом повлиявших на ход сдачи ЕГЭ, в регионе зафиксировано не было. По результатам основного периода сдачи ЕГЭ 7 участников были удалены с экзамена. Причина трех удалений – наличие мобильных телефонов. В четырех случаях участники ЕГЭ были удалены за наличие шпаргалок. Вместе с тем, фактов использования телефонов и шпаргалок не установлено. 

По итогам рассмотрения обстоятельств удаления решением государственной экзаменационной комиссии результаты всех удаленных аннулированы с возможностью пересдачи экзамена в текущем учебном году.  

К сожалению, не обошлось и без опубликования участниками ЕГЭ варианта КИМ в сети Интернет. Данное нарушение порядка проведения экзамена зафиксировано на экзамене по русскому языку и на пересдаче по математике.

В обоих случаях результаты ЕГЭ отменены без возможности пересдачи в текущем году. Учитывая тот факт, что оба участника ЕГЭ являются выпускниками текущего года – они не получат аттестат в этом году. Получается, что ребята наказали, в первую очередь, самих себя.  

Какое количество выпускников в Нижегородской области (11-х и 9-х классов) в 2013 году? Сколько в регионе медалистов?  

В этом учебном году общеобразовательные учреждения закончили 16,249 тыс. выпускников 11-х классов, из них 1,464 тыс. выпускника награждены медалями "За особые успехи в учении". Золотая медаль вручена 789 ученикам, серебряная медаль – 675. Выпускников 9-х классов традиционно больше - 26,705 тыс. человек, из них получили аттестат с отличием 1,145 тыс. человек.  

С 2013 года вводится школьная форма. Как этот процесс реализуется в Нижегородской области? Всем ли школьникам необходимо ее приобретать? Будет ли облправительство оказывать материальную помощь малоимущим, многодетным и другим льготникам?  

Начну с того, что в рамках законодательства РФ в сфере образования, в том числе нового законодательства, понятие "обязательная школьная форма" отсутствует. В Нижегородской области основные требования к одежде и внешнему виду обучающихся утверждены в мае 2013 года соответствующим постановлением правительства региона. Следует обратить внимание, что установление требований к одежде обучающихся не подразумевает поголовное одевание детей с 1 сентября 2013 года в одинаковую одежду, как это было в советские годы.  

Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются коллегиальным органом управления общеобразовательной организации. Это может быть совет школы, управляющий или попечительский совет и так далее. То есть, требования к одежде и обязательность ее ношения устанавливается локальным актом общеобразовательной организации.  

Вы правы, когда говорите о том, что решения о введении требований к одежде для обучающихся должны приниматься с учетом социальных гарантий всех, в том числе социально-незащищенных категорий граждан. 

Согласно областному законодательству, нижегородские многодетные семьи имеют право на ежегодную выплату к началу учебного года на детей. В 2012 году размер данной выплаты составлял 694 рубля, в 2013 году будет выплачиваться по 745 рублей. Одновременно детям из малоимущих семей предоставляется, в том числе, ежегодная единовременная выплата к началу учебного года в размере 500 рублей на приобретение учебной литературы, школьно-письменных принадлежностей, школьной или спортивной формы.  

Не будет ли отменено обязательное условие - поступление в школу по месту жительства? Родители хотят выбирать для своего ребенка школу, бывают ситуации, когда в одной квартире прописывают по нескольку детей.  

Изменение законодательства в сфере образования, в том числе установление порядка приема обучающихся в общеобразовательные организации относятся к ведению федеральных органов власти. В настоящее время информацией об изменении законодательства по вопросу территориального прикрепления общеобразовательных учреждений мы не имеем.  

С 1 марта 2013 года общеобразовательные учреждения осуществляют прием заявлений родителей детей, зарегистрированных на закрепленной территории за конкретным общеобразовательным учреждением. С 1 августа текущего года начнется прием заявлений родителей, чьи дети не зарегистрированы на закрепленной территории,  в общеобразовательных учреждениях, в которых есть свободные места в первых классах.  

Необходимо отметить, что права родителей в части выбора общеобразовательной организации действующим законодательством не нарушаются. Они могут выбрать любую школу после 1 августа текущего года при условии, что в данной образовательной организации есть свободные места.  

Кроме того, в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области при приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории за общеобразовательным учреждением, правом первоочередного приема обладают дети, имеющие братьев или сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении.  

Министерство образования Нижегородской области вопросы приема обучающихся в общеобразовательные организации держит на контроле, в том числе законность подачи и приема документов при поступлении в школу. В настоящее время к нам не поступали жалобы о прописке в одной квартире нескольких детей с целью поступления в школы. Если Вы обладаете какой-либо информацией по данным фактам – сообщите, вместе с муниципальными органами образования мы разберемся.  

Можно ли уже говорить, какие специальности в вузах наиболее востребованы в 2013 году? Сколько бюджетных мест в вузах, сокращается ли их количество?  

Количество бюджетных мест в нижегородских вузах по очной форме обучения составляет 7,567 тыс. человек. По сравнению с 2012 годам их количество в соответствии с контрольными цифрами приема, утвержденными Минобрнауки России, сократилось на 5,6%. Это, в первую очередь, связано с "демографической ямой", в которой оказалась наша страна в девяностые годы, а также оптимизацией бюджетных мест в соответствии с потребностями экономики Нижегородской области. 

Безусловно, мы наблюдаем определенные тенденции в популярности тех или иных специальностей. Наиболее востребованными направлениями обучения в 2013 году в нижегородских вузах являются экономика и управление, гуманитарные науки, физико-математические науки. 

Растет ли популярность среднего профессионального образования в Нижегородской области? Какова статистика? Какие специальности и ссузы наиболее популярны?  

По нашему мнению, в настоящее время в Нижегородской области создается мобильная система профессионального образования, отвечающая потребностям экономики региона. Система среднего профессионального образования Нижегородской области представлена 80 учреждениями среднего профессионального образования, в которых ведется обучение по 100 специальностям и 70 профессиям. Во многих техникумах и колледжах создана многоуровневая система образования, что позволяет обучающимся получать непрерывное профессиональное образование в одном учреждении.  

В связи с отменой вступительных испытаний по большинству специальностей среднего профессионального образования в рамках приемной кампании 2013 года прогнозируется проявление большего интереса со стороны абитуриентов. 

Наибольший интерес вызывают специальности, связанные с компьютерными технологиями, эксплуатацией и ремонтом автомобильного транспорта, строительством. 

В 2013 году планировалось выделить порядка 800 млн. рублей на модернизацию системы общего образования. Выделяются ли данные средства, что уже сделано в рамках программы?  

Вы правы, на реализацию мер по модернизации системы общего образования в 2013 году в Нижегородской области запланировано 789 млн. рублей. Денежные средства пойдут по различным направлениям. В частности, на сегодняшний день уже поставлено более 3,5 тыс. учебного оборудования из планируемых 9 тыс. единиц. Также закуплено более 1,2 тыс. единиц компьютерной техники.  

Фонды школьных библиотек пополнились на 830 тыс. экземпляров учебников. Таким образом, учебная литература в регионе поставлена в полном объеме. Сейчас идет развозка книг в учреждения.  

Для перевозки обучающихся планируется купить 84 автобуса, что позволит обеспечить безопасный подвоз учащихся из отдаленных населенных пунктов в базовые школы.  В настоящее время уже приобретена 41 единица нового транспорта. 

Кроме того, для организации питания в столовых и оснащения медицинских кабинетов запланировано приобрести около 2,6 тыс. единиц оборудования. В настоящее время медицинское оборудование поставлено в полном объеме.  По приобретению оборудования для школьных столовых проведены все конкурсные процедуры и проводится заключение договоров. 

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил при поступлении в вузы учитывать не только результаты ЕГЭ абитуриента, но и его портфолио. Как Вы относитесь к этой идее? Выпускник может хорошо учиться, но иметь плохое здоровье или замкнутый характер, от этого его портфолио может проигрывать другим. Почему внеучебная деятельность должна быть критерием для поступления в вуз? 

Предложение учитывать при поступлении в ВУЗы не только результаты единого государственного экзамена, но и достижения абитуриента в выбранной сфере деятельности достаточно интересно, и при хорошо продуманной реализации действительно позволит отбирать в ВУЗы более мотивированных абитуриентов. Очевидно, внеучебная деятельность школьника в значительной степени характеризует его интересы, творческие способности, целеустремленность, что имеет большое значение для получения профессионального образования 

Существуют ли проблемы с укомплектованностью педагогическими кадрами в школах и дошкольных учреждениях региона?  

По состоянию на 1 апреля прогноз вакансий на новый учебный год составил 1,219 тыс. единиц, в том числе 1,089 тыс. в общеобразовательных учреждениях. Наиболее дефицитными специальностями в школах области являются должности учителей иностранного языка, физической культуры, начальных классов, математики. 

Мы стремимся решить данную проблему за счет привлечения выпускников высших и средних учебных заведений, закрытия части вакансий путем распределения учебной нагрузки между преподавателями, привлечения внешних совместителей. Результатом этой работы является ежегодное снижение вакантных мест в школах по состоянию на 1 октября до 100 единиц. Кстати, информация о наличии педагогических вакансий регулярно размещается на сайте министерства образования minobr.government-nnov.ru 

Что касается укомплектованности детских садов, то в связи с открытием новых, дополнительных мест в дошкольных учреждениях, к чему мы так активно стремимся, потребность в воспитателях не снижается. В настоящее время речь идет о 462 вакансиях. Здесь пути решения ситуации аналогичны вышеперечисленным. Плюс нельзя забывать о программе поддержки молодых специалистов, которая давно доказала свою эффективность. Неслучайно наш опыт стремятся перенять другие регионы страны.  

Сколько детей в регионе на данный момент стоят в очередь на получение путевки в детсад? Каким образом решается проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях?

Численность детей, стоящих на учете для получения места в дошкольном образовательном учреждении в возрасте до 6 лет, по состоянию на 1 июля этого года составляет 38,1 тыс. человек, однако фактическая потребность в местах в детских садах на начало 2013/2014 учебного года почти в два раза меньше и равна 20,3 тыс. человек.  

Важно отметить, что оставшиеся в очереди 5-6-летние дети устраиваются в детский сад в приоритетном порядке. На данный момент не обеспеченных в возрасте от 5 до 7 лет - 45 человек - с 1 сентября всем им будут предоставлены места в детском саду. 

Кстати, к началу нового учебного года полностью удовлетворяется потребность в местах для детей всех возрастных групп в дошкольных образовательных учреждениях в Ветлужском, Воскресенском, Пильнинском,  Навашинском, Тонкинском, Чкаловском районах.  

Комплексно решать вопрос доступности в детсады детей в возрасте от 3 до 7 лет мы будем за счет областной программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023 года". Ее реализация позволит нам создать дополнительно 14 тыс. мест для детей данной возрастной группы.  

Есть ли какие-то проблемы с обеспечением школьников питанием? Везде ли будут внедрены электронные карты на питание? Будет ли увеличена стоимость завтраков и обедов в 2013-2014 учебных годах? 

Перед нами стоит задача модернизации школьных пищеблоков – это и приобретение технологического оборудования, мебели для обеденных залов, посуды и инвентаря, проведение ремонтно-строительных работ в пищеблоках. В прошлом году на эти цели мы направили 150 млн. рублей. 

Однако не менее важны и вопросы привития школьникам навыков здорового питания. С этой целью Нижегородской области реализуется программа "Разговор о правильном питании", в которой с 2009 года приняли участие более 100 тыс. учащихся. Кроме того, в прошлом году более 20 тыс. школьников прошли обучение по интегрированным курсам по формированию здорового и безопасного образа жизни и культуры здорового питания. Принимаемые меры способствуют увеличению охвата питанием школьников: за последние годы он увеличился с 61% в 2005 году до 80% в прошлом.  

Повсеместное введение электронных карт возможно только при согласии родителей школьников, поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет. Отмечу, что система электронных безналичных расчетов за школьное питание в Нижегородской области частично внедрена в таких городах как Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Балахна, Выкса, Кстово. В целом, система зарекомендовала себя с хорошей стороны и, надеюсь, будет расширяться. 

Никаких плановых повышений стоимости питания в школах не прогнозируется, однако необходимо понимать, что их стоимость напрямую зависит от роста цен на продукты питания. 

В Нижнем Новгороде существует некоторая проблема со спортивными городками при школах. Они старые или совсем сломаны. Есть ли эта проблема в районах и городах области и как она решается?  

В настоящее время на территории региона функционирует 928 спортивных площадок при общеобразовательных школах. Содержание, ремонт и обновление площадок осуществляется администрациями районов.  

Ежегодно при приемке образовательных учреждений к началу учебного года комиссиями проверяется соответствие спортивного оборудования санитарным нормам и правилам безопасности. При необходимости осуществляются дополнительные ремонтные работы за счет средств муниципального бюджета. Учреждения со спортивными площадками, не соответствующими требованиям безопасности или непригодными для занятий с детьми, к работе не допускаются. 

В рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения" предусмотрено строительство новых объектов образования, имеющих современные спортивные площадки. Например, в настоящее время строительство такой школы ведется в Гагинском районе.  

Кроме того, в рамках данной программы осуществляется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. В настоящее время в области открыто 24 ФОКа. В течение года в спортивных секциях при ФОКах занимается более 16 тыс. школьников. В летний период 2013 года различными спортивно-массовыми мероприятиями, организуемыми на их базе, планируется охватить около 32 тыс. детей.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля