Интервью

Евгения Люлина

Евгения Люлина

Евгений Борисович, Вы возглавили "реальный сектор" экономики. Много копий сломано по поводу этого термина. Оценили ли Вы уже доставшееся Вам "хозяйство"? В каком состоянии находится реальный сектор региональной экономики, и какие у Вас планы по его развитию? Какие задачи стоят перед Вашим блоком?  

Не вижу смысла вдаваться в теоретическую дискуссию по поводу терминов. Очевидно, что в сферу ответственности блока входит все то, что в качестве рабочего определения принято называть первичным и вторичным секторами экономики: отрасли, связанные с добычей сырья и переработкой (включая лесоводство и сельское хозяйство), а также все виды промышленных производств. "Хозяйство" огромное, сложное, многофакторное.

С одной стороны, Нижегородская область – один из наиболее развитых регионов страны в индустриально-технологическом отношении. Более 90% в структуре областной экономики составляют  обрабатывающие производства, из них почти треть (около 30 %) приходится на нефтепереработку, еще одну треть в совокупности составляют производство транспортных средств и оборудования  (16,8%) и металлургическое производство (16,4%). Научно-технический, инженерный, интеллектуальный потенциал области огромен.

С другой стороны, мы расположены в зоне рискованного земледелия. У нас немало серьезных застарелых экологических проблем. Почти половину территории области занимают леса, но они распределяются на территории региона крайне неравномерно, и освоение их долгие годы задерживалось. При колоссальных природных ресурсах технологическое и управленческое отставание в этой сфере очевидно.

Если говорить предельно обобщенно, задача блока – обеспечить максимально сбалансированное устойчивое развитие реального сектора областной экономики, в том числе – инновационно ориентированных отраслей. Я хотел бы подчеркнуть слово "баланс". Образно говоря, развитие реального сектора (рост имеющихся и создание новых производств) не должно наносить необратимого ущерба экологии. Инфраструктурные проекты не должны реализовываться в ущерб сельскому хозяйству. Развитие реального сектора не является самоцелью: оно должно обеспечивать новые рабочие места, формирование смежных производств и услуг, пополнение областного бюджета, и, в конечном итоге, – рост благосостояния и качества жизни нижегородцев.

Вы, в частности, курируете министерство сельского хозяйства. Представители этой отрасли жаловались на плохие погодные условия и потерю урожая. Большие ли потери понесло сельское хозяйство региона, как мы будем выживать?

Выживать не придется, будем жить. Да, погодные условия в этом году смешали планы наших селян - периоды засухи, сменявшиеся периодами сильнейших ливней, не позволили достичь амбициозных плановых задач. Погибло около 48 тысяч гектаров зерновых культур, 700 гектаров картофеля, часть продовольственного зерна пришлось перевести в кормовые культуры. Уборочная кампания затянулась, сельхозпроизводители понесли существенные потери.

Тем не менее, удалось собрать около миллиона тонн зерна. Это, практически, уровень прошлого года. Картофеля заготовлено почти 800 тысяч тонн (90% от плана). Овощей собрано даже больше планового показателя в 300 тысяч тонн – около 322 тысяч тонн.

Таким образом, нижегородским сельхозпроизводителям удалось полностью закрыть потребности региона в продукции растениеводства. Закупать, возможно, придется лишь часть фуражного зерна. Безусловно, такого результата удалось достичь благодаря обновлению парка сельхозтехники, которым селяне занимались в последние годы. Правительство оказывало им помощь в виде дотаций, субсидий, компенсации части процентных ставок по кредитам. А в этом году появился новый вид поддержки, несвязанной. То есть, производитель сам решал, на что направить полученную финансовую помощь, в зависимости от собственных нужд.

Губернатор поставил задачу к 2020 году удвоить объем производства сельхозпродукции. Насколько это реально, за счет каких ресурсов?  

Уверен, для агропромышленного комплекса области это сложная, но вполне выполнимая задача. Как я уже говорил, по продукции растениеводства регион на 100% закрывает свои потребности. Поэтому в ближайшие годы сосредоточимся на увеличении производства мяса, молока, молочной продукции.

Практически, завершен этап программы развития животноводства, касающийся обновления производственных мощностей. Напомню, при проведении модернизации и реконструкции хозяйства получают дополнительные субсидии на каждый литр молока – до 5 рублей. В итоге, на сегодняшний день приведены к евростандарту более 70% хозяйств региона.

В дальнейшем предусматривается строительство высокотехнологичных и интеллектуальных животноводческих комплексов для содержания дойного стада крупного рогатого скота, двух свиноводческих комплексов, расширение мощностей по выращиванию овощей защищенного грунта. Будет увеличено производство мяса птицы на действующих птицефабриках. Планируется ввод в оборот ранее не используемых земель сельскохозяйственного назначения. Также будет продолжено оснащение сельхозтоваропроизводителей современной техникой. Все эти меры позволят справиться с задачей, поставленной губернатором.

В Нижегородской области возникали проблемы с выбором мест для размещения новых полигонов ТБО. Решены ли эти проблемы, в какой стадии находится процесс строительства полигонов?  

Как вы знаете, в настоящее время в Нижегородской области эксплуатируются два межмуниципальных комплекса утилизации ТБО. Это, в первую очередь, объект, обслуживающий Нижний Новгород, Дзержинск и Володарский район. Его появление позволило закрыть опаснейший с точки зрения экологии Игумновский полигон. В настоящее время инвестором проводится работа по проектированию второй очереди строительства. Еще один уже действующий современный комплекс расположен в Городецком районе. Он обслуживает семь районов - Борский, Семеновский, Городецкий, Сокольский, Ковернинский районы, левобережные части Лысковского и Воротынского районов. Думаю, важность этих объектов трудно переоценить – с их появлением в области удалось закрыть более 700 несанкционированных свалок.

Еще семь проектов находятся на разных стадиях реализации. Остановлюсь на каждом из них подробнее, так как эта тема, я знаю, очень волнует жителей региона. Так, в Балахнинском районе идет модернизация действующего с 2008 года мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном, который обслуживает Балахнинский и Чкаловский районы. Модернизации подлежит и действующий полигон в Кстовском районе.

В Выксунском районе запланировано размещение межмуниципального комплекса утилизации отходов для обслуживания Выксунского, Навашинского и Кулебакского районов. Строительство было начато еще в 2012 году, однако изменения в Градостроительный кодекс, вступившие в силу уже после начала работ, и последовавшие за эти судебные тяжбы затормозили процесс. Тем не менее, в настоящее время решением Нижегородского областного суда разрешение получено, и в ближайшее время строительство будет продолжено.

В Богородском районе реализуется инвестиционный проект строительства межмуниципального комплекса утилизации для обслуживания Богородского, Павловского, Сосновского и Вачского районов. К сожалению, не всегда местные жители понимают, что современные комплексы ТБО – это не Игумново, не стихийно возникающие кучи мусора, наносящие непоправимый вред экологии, а цивилизованный способ обращения с отходами, применяющийся во всех европейских странах. Согласно иску жителей Богородским городским судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Однако в августе, после череды судебных разбирательств и разъяснительной кампании среди жителей Богородска, разрешение на строительство было получено.

Строительство еще одного комплекса было решено перенести – из Арзамасского района в Вадский. До конца 2013 года будут проведены изыскания по земельному участку, необходимые для обоснования возможности размещения комплекса утилизации отходов, после чего будет организован открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения по реализации данного инвестиционного проекта.

В Сергачском районе запланировано строительство масштабного межмуниципального комплекса утилизации ТБО для обслуживания 12 районов - Большеболдинского, Большемурашкинского, Бутурлинского, Гагинского, Княгининского, Краснооктябрьского, Пильнинского, Сергачского, Сеченовского, Спасского районов, правобережья Лысковского и Воротынского районов. В рамках этого проекта также до конца 2013 года запланировано проведение изысканий по земельному участку.

По самым скромным подсчетам, после окончания всех работ, в регионе удастся устранить и рекультивировать еще не менее 240 существующих неорганизованных свалок.

Промышленность также входит в курируемый Вами блок. Какие задачи стоят перед вами по развитию этой сферы?

Да, развитие промышленности – это для Нижегородской области приоритет. У нас нет ни нефти, ни газа. Львиную долю внутреннего регионального продукта формирует обрабатывающее производство. Поэтому в регионе разработаны программы поддержки промышленности, особенно инновационных производств, специальные льготные программы для инвесторов, действует уникальный для страны закон о промышленной политике. Это позволило области "остаться на плаву" в нынешней сложной экономической ситуации. Индекс промпроизводства по итогам 10 месяцев этого года в регионе достиг 105%, в то время как в целом по стране этот показатель застыл на уровне чуть более 100%.

На предстоящий среднесрочный период основные задачи останутся прежними. Это модернизация и технологическое перевооружение промышленных предприятий, поддержка и развитие инновационной деятельности, расширение рынков сбыта продукции, развитие экспортоориентированной деятельности. Во многом ситуацию в промышленности традиционно будут определять ее основные отрасли - производство нефтепродуктов, металлургическое производство, производство транспортных средств и химическое производство.

Перспективы развития промышленного комплекса связаны с созданием на территории области нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии. Его создание подразумевает интеграцию действующих предприятий, модернизирующих свои производства, и вновь создаваемых производств, что значительно расширит круг потенциальных резидентов кластера. Ими смогут стать смежные и обслуживающие производства - поставщики сырья, материалов, услуг, провайдеры логистических услуг, технологий, научно-исследовательские институты.

С каким чувством Вы вернулись на госслужбу? Появилось ли что-то новое для Вас, что удивило? Как складываются взаимоотношения с членами правительства и губернатором?

Работается лучше всего дома. Возглавляя одну из крупнейших дочерних структур компании "ЛУКОЙЛ" в Москве, я исколесил практически всю страну, но, как вы знаете, каждые выходные старался провести на родной Нижегородской земле. И никогда не скрывал, что хотел бы вернуться сюда, если появится такая возможность, если выпадет шанс оказаться полезным.

Поэтому сегодня все наши взаимоотношения с коллегами по правительству, с одной стороны, обусловлены масштабными задачами и высокими темпами работы, в которые все мы обязаны "впрягаться". С другой стороны, я – дома, среди тех, кого знаю или с кем проработал многие годы. Это очень помогает.

Вы заявляли, что не будете производить кадровые изменения. Проработав несколько месяцев, изменили ли Вы свое решение?

Во-первых, несколько месяцев – это не срок для принятия серьезных кадровых решений с далеко идущими последствиями. Во-вторых, у меня, разумеется, со временем сформируется целостное представление о качестве работы и потенциале курируемых министерств. И, конечно, в ходе работы и мои представления, и видение дальнейших перспектив будут постоянно и детально обсуждаться с губернатором. Но не нужно забывать, что кадровые решения в правительстве Нижегородской области – прерогатива главы региона.  

Политолог Кочеров заявлял, что назначение Люлина на должность замгубернатора свидетельствует о том, что в "команду Шанцева" возвращается человек из "команды Кириенко", и это означает, что Кириенко будет поддерживать кандидатуру Шанцева на выборах в 2015 году. Как Вы можете прокомментировать это заявление?

Если вы внимательно читали нижегородскую прессу, то не могли не заметить, что за последние пару месяцев там появилось около десятка интерпретаций недавних кадровых назначений в областном правительстве, в том числе – экзотических и взаимоисключающих. Обсуждать эти гипотезы и выяснять их отношение к реальности – занятие политологов.  

Евгений Борисович, в этом году широко отмечалось 95-летие образование ВЛКСМ. С чем, по Вашему мнению, это связано?

Широкое празднование как раз и связано с этой значительной датой (почти столетие). Комсомол был настоящей кадровой и политической школой для многих из тех, кто в наши дни составляет политическую и бизнес элиту страны. И я до сих пор с любовью вспоминаю годы комсомольской работы на авиазаводе "Сокол", в Московском райкоме, а потом и в Горьковском областном комитете ВЛКСМ. Сегодня, как всем хорошо известно, многие из тогдашних комсомольских лидеров стали крупными управленцами, политиками и бизнесменами общероссийского и даже международного уровня.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля