Интервью

Санкции Запада - не апокалипсис, а лишь вызов, который России надо будет преодолеть

Санкции Запада - не апокалипсис, а лишь вызов, который России надо будет преодолеть

В прошлом году темпы экономического развития Нижегородской области превысили общероссийские показатели. По прогнозам экспертов, то же самое произойдет и по итогам 2014 года. Как вы оцениваете экономическую ситуацию в регионе?

Хорошими темпами экономического роста всегда имеет смысл гордиться. Я не стал бы сравнивать область с другими регионами и со страной в целом по данному показателю. Вопрос здесь не в том, лучше область или хуже кого-то, а в том, что регион развивается. В данном случае Нижегородская область, безусловно, развивается. Строятся заводы, что дорогого стоит. Недавно Геннадий Андреевич Зюганов, выступая на пленарном заседании, посвященном отчету правительства, сказал, что в стране не строят заводы. Но можно приехать сюда и посмотреть, что заводы строят. Это очень важный показатель. Говоря о темпах роста, надо понимать, для чего они нужны. Мы все время пытаемся объяснять что-то людям процентами, тоннами, килограммами и т.д. Темпы экономического роста позволяют нам ответить на вопрос, сможет ли государство выполнять свои обязательства или нет. Они определяют потенциал страны. Если у нас есть экономический рост, то, следовательно, мы можем принимать на себя новые обязательства, то есть делать жизнь людей лучше. Если темпы отсутствуют, то рано или поздно встанет вопрос о выполнении уже взятых обязательств. На сегодняшний день при всех внешних и внутренних проблемах никаких вопросов о выполнении обязательств государства в 2014-2016 годах не существует. У нас огромный потенциал, все средства на эти годы заложены, и какая бы ни была завтра цена на нефть, пенсионеры всегда получат свои пенсии. А развиваться необходимо для того, чтобы делать жизнь людей лучше. В этом плане потенциал Нижегородской области очень велик, и он реализуется. Вспомните, сколько лет в нашей стране не строились мосты, а теперь их строят. Но ведь мосты - это не самоцель. Надо понимать, что тяжелая экономическая ситуация, в которой мы оказались сейчас, заставляет опираться нас, прежде всего, на внутренние силы. Не так давно Visa и MasterCard приостановили действие карт, выданные банком "Россия". Представьте себе положение людей, у которых на отдыхе, например, в Турции, заблокировали банковские карты. В чем они виноваты? В результате мы в пятницу приняли закон о создании национальной платежной системы. Мы намеревались принять его еще 12 лет назад. Но тогда на это не нашлось сил и средств. Кстати, Visa и MasterCard очень обеспокоились принятием этого закона, ведь у них в РФ выпущено более 100 млн. карточек. Ну что ж, им придется взаимодействовать с нашей платежной системой. Государству придется потратить средства и силы, но наши граждане будут защищены. Такие решения, конечно, нужно принимать заранее, но есть русская поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!"

Вы упомянули о внешних проблемах России. Уже сейчас наблюдается снижение товарооборота с некоторыми странами. Например, товарооборот Приволжского федерального округа с Украиной снизился примерно на 20%. Что будет в случае потери Россией такого торгового партнера как Украина? Насколько экономические санкции европейских государств и США могут сказаться на ситуации в нашей стране?

Я бы воздержался от шапкозакидательских настроений. Конечно, любые санкции - это тяжело. Я не хочу сейчас подробно говорить о том, что все эти санкции - двухсторонние. Когда американцы вводят в отношении нас санкции, то им просто - у них товарооборот с Россией всего $23 млрд., а вот у Европы - $500 млрд. Представьте себе, что сегодня Европа потребляет 33-35% российского газа. США считают, что если Россия перестанет продавать газ Европе, то ее экономика рухнет. Однако Россия в минуты угрозы всегда сплачивалась. Это мы видим и сейчас. Но зачем это нужно Америке? Все предельно просто: США производят сланцевый газ, его цена значительно выше нашего. Сейчас они нанесут удар по российскому газу для Европы и начнут поставлять ей свой газ по двойной цене. То есть одновременно с ударом по нам у Америки появляется рынок сбыта своего газа. Но самое главное в том, что США "убивают" своего главного торгового конкурента - Евросоюз, поскольку его продукция становится намного дороже. Здесь экономики гораздо больше, чем политики. В данной ситуации мы просто не сможем позволять себе ряд вещей, которые могли позволять раньше. И самое главное - это то, что скажет любой человек - воровать надо меньше, тогда будем настолько лучше жить, что никакие санкции никакого вреда не причинят. Вспомните, что сделал Китай, когда потребление его дешевой продукции на мировых рынках начало снижаться. Он переориентировался на внутренний рынок. У нас в стране сейчас газификация населенных пунктов достигает 52%. Так давайте газифицировать свою страну, тогда за газ будут платить наши потребители. Зато газ будет в каждой деревне. Это сверхзадача. Если у нас будут ограничения в Европе, то это произойдет. Естественно, придется искать и новые рынки в Азии. Я бы не рассматривал эти санкции как апокалипсис. Это лишь вызов, который надо будет преодолеть. Падение товарооборота с Украиной будет фатальным только для Украины. Без России она экономически не выживет. Никто не будет ее кормить. Нам придется просто искать новые рынки сбыта и повышать качество своей продукции.

Ни для кого не секрет, что страна стареет огромными темпами. Уже около трети бюджета уходит на выплату пенсий. Сможет ли Россия преодолеть последствия тяжелейшего демографического кризиса 90-х годов?

В прошлом году в России рождаемость впервые превысила смертность. До этого рождаемость значительно отставала. Демографические проблемы невозможно решить за короткий промежуток времени. Перед страной стоят задачи компенсации сильнейшего кризиса 90-х. Когда возникла идея материнского капитала, все кричали, что это не сработает, но ведь сработало. Следующий вопрос - улучшение качества здравоохранения. Необходимо сделать упор на внутреннее развитие. Это как раз и создает уверенность у людей, что их ребенок сможет получить место в детсаде и школе, что они смогут его нормально кормить. Смотрите, колоссальная проблема детских садов казалась нерешаемой. Мы активно занимаемся ей последние два года. Сначала регионам было выделено 8 млрд. рублей на строительство детских садов и предоставили один млрд. дешевых кредитов. Регионы тут же добавили свои деньги. При формировании бюджета на 2014 год было принято решение оставить все нерастраченные деньги в регионах и с самого начала года выделить дополнительно 10 млрд. рублей тем регионам, где строительство детских садов уже началось. Минобру с регионами было дано поручение составить электронную очередь в детсады с учетом тех средств, которые были освоены в 2013 году. В марте мы провели анализ ситуации и приняли решение выделить регионам из бюджета еще 40 млрд. рублей на строительство и реконструкцию детских садов. Кстати, в Нижегородскую область деньги уже пришли. Сейчас перед нами стоит задача снять проблему очередей в детские сады в течение следующих двух лет. Вот вам конкретное решение демографических проблем. Следующий шаг - строительство яслей. Надо понимать, что нельзя все сделать одновременно. Необходимо находить самые болевые точки и устранять, прежде всего, их. Мы сегодня оцениваем эффективность вложения каждого рубля. Главное прописано в "майских указах" президента. У нас вспоминают о них только тогда, когда речь идет и зарплатах. А ведь в них речь идет не только об этом, но и о создании 25 млн. новых квалифицированных рабочих мест. Это есть ответ на ваш вопрос. Если мы решаем проблемы вложений в человеческий капитал, то и демографические проблемы будут решаться.

Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области в конце 2013 года одобрили увеличение порога госдолга с 65 до 75% от собственных доходов региона. Как вы оцениваете ситуацию с госдолгом Нижегородской области?

Госдолг нельзя рассматривать в категориях "большой" или "маленький". Госдолг регионов на сегодняшний момент составляет 1,737 трлн. рублей. Консолидированный долг с муниципалитетами превысил 2 трлн. рублей. Очень волнует рост коммерческой задолженности, когда регионы занимают у коммерческих банков. Это более дорогие кредиты, но главная проблема не в этом - банки, дав кредит под гарантию бюджета, фактически перестают выполнять свою главную функцию - финансирование и кредитование экономики. Получается двойной негативный эффект: с одной стороны мы "проели" эти деньги, с другой - обескровили экономику. Вот, что самое страшное, когда мы говорим о региональных долгах. В этой ситуации необходимо остановиться на двух вопросах. Первый - это то, на что тратятся деньги. Если они идут на развитие, то это нормально. Мы должны понимать, что если мы развиваемся, а не просто "проедаем" деньги, то мы этот долг сможем отдать. Второй вопрос - это то, что должна сделать федеральная власть в условиях закредитованности регионов. Недавно на Совете законодателей РФ в Санкт-Петербурге мы обсуждали этот вопрос. Я как раз выступал там с докладом по ситуации с долгами регионов. Мое предложение заключается в том, что необходимо выделить 200-250 млрд. рублей из федерального бюджета на кредитную помощь субъектам, что позволит заместить дорогие коммерческие кредиты более дешевыми бюджетными. В прошлом году, принимая бюджет, мы смогли договориться с правительством и снизить ставку по бюджетным кредитам до одной трети от ставки рефинансирования. То есть для государства эти кредиты убыточны, но очень выгодны для регионов. Сейчас прорабатывается вопрос об установлении еще меньшей - почти символической ставки по этим кредитам - может быть 0,1%. Далее нам необходимо подумать о реструктуризации задолженности целого ряда регионов. Это не касается всей задолженности, но федеральный центр, безусловно, будет оказывать помощь регионам при выполнении обязательств по кредитам, в особенности развивающимся регионам. В этом плане у Нижегородской области есть выгодное отличие - большая часть полученных средств здесь направляется на капитальное развитие региона, а не только на выполнение своих обязательств. Очень большой кредит область получила на дорожное строительство, крупные средства на детские сады. У меня есть данные по каждому строящемуся объекту в регионе. Это те вопросы, которыми мы постоянно занимаемся. Я думаю, что Нижегородской области как минимум не мешает то, что ее представитель является председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Недавно Совет Федерации одобрил пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, касающихся малого бизнеса. Какие изменения ждут индивидуальных предпринимателей? Не приведут ли эти поправки к росту налоговой нагрузки на малый бизнес?

Этот законопроект был разработан лично мной. К сожалению, у нас на сегодняшний день борцы с коррупцией стали зарабатывать больше, чем сами коррупционеры, а защитники малого бизнеса зарабатывают столько, что если бы эти деньги направить на развитие малого бизнеса, то он стал бы средним или даже крупным. Чуть меньше года назад был принят закон, согласно которому торговые и офисные площади должны облагаться налогом по кадастровой стоимости. При этом было указано, что для этого нужно знать кадастровую стоимость, а вести этот налог будут сами регионы. Реально такой кадастр был только у Москвы. Столица ввела налог, распространяющийся только на торговые центры размером более 5 тыс. кв.м. Коэффициенты были введены вполне щадящие. Никто не хочет душить малый бизнес. Почему это надо было делать? Потому что у нас инвентаризационная стоимость налогооблагаемого имущества по БТИ (Бюро технической инвентаризации) замерла на уровне января 2012 года. Хорошо, что стоимость была зафиксирована хотя бы на этом уровне, иначе регионы просто лишились бы налога на имущества предприятий. Было сказано, что мы будем постепенно переходить на кадастровую стоимость, но ее в большинстве регионов по-прежнему нет. Когда закон был принят, произошло самое интересное - в торговых центрах площади стали срочно переоформлять на пенсионеров и индивидуальных предпринимателей, которые не облагаются этим налогом. Огромное количество людей попыталось таким образом вообще уйти от налогов. Недавно принятые поправки должны лишь пресечь эти схемы ухода от налогов. В Москве на сегодняшний день миллионы кв. м площадей оформлены на несколько сотен индивидуальных предпринимателей. Закон очень больно ударит лишь по тем, кто решил злоупотребить своим правом и уйти от налогов. Предметом спекуляции в СМИ стали также самоначисления налогов гражданами. Люди привыкли платить налоги на имущество тогда, когда они получают уведомления от налоговой службы. Этот порядок сохраняется, но теперь, если ты по каким-либо причинам не получал уведомления об оплате налога на свое имущество, ты должен сообщить в налоговую службу о наличии у тебя такого имущества. Дальше государство должно само разбираться в этой ситуации. Платить гражданин обязан только после получения налогового уведомления. Ни о каких самоначислениях речь не идет. Напомню, что эти налоги образуют финансовую базу региональных и местных бюджетов.

Сергей Клемес

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта