Интервью

Русская классическая литература - это сильнейший нравственный стержень, это сила, которая объединит нацию

Русская классическая литература - это сильнейший нравственный стержень, это сила, которая объединит нацию

Наталья Михайловна, министерство образования и науки РФ рассматривает возможность создания единого школьного учебника по литературе и единой концепции преподавания данного предмета. Имеется ли в этом необходимость?  

В последнее время очень многие политики и ученые выражают свою обеспокоенность состоянием литературного образования, преподаванием литературы в школах и литературным чтением. Думаю, что все согласны с необходимостью создания единой концепции преподавания литературы. Необходим и стабильный учебный план.  

На сегодняшний день единого учебного плана по литературе не существует. Есть стандарт, в котором литература не рассматривается самостоятельным предметом, а является составляющей частью области "филология". Соответственно, статус литературы, который был раньше, в настоящее время потерян.  

В определении единой идейной позиции, создании единой концепции, в составлении учебного плана должны участвовать, прежде всего, ведущие ученые-филологи. Литература воспитывает духовное начало, но воспитывает опосредованно, поскольку мыслит образами. Именно специалисты смогут определить обязательные художественные тексты для чтения и изучения, а также вариативную часть, учитывающую возрастные особенности, в частности, среднего школьного звена. В последние годы "выпадает" из преподавания современная и новейшая литература в 11 классе.  

Так, нужен ли российской школе единый учебник по литературе? Позволит ли его введение поднять уровень знаний учеников по этому предмету?  

Если с необходимостью создания единой концепции преподавания литературы и единого учебного плана согласны все, то этого нельзя сказать о существовании единого мнения в создании единого школьного учебника по литературе. Большинство филологов уверено в необходимости создания нескольких учебников (так было, кстати, и в советское время). Учитель должен иметь возможность выбрать один из подходов в изучении литературы: хронологический или историко-литературный подход (по данному учебнику будут заниматься большинство учеников); теоретико-литературный подход (этот учебник будет ориентирован на профильные классы); культурологический подход (учебник, предназначенный для специальной подготовки). Учитель вправе выбрать тот или иной подход в связи с уровнем подготовленности учеников, со своими пожеланиями и др. Разные подходы при наличии единой идейной позиции все-таки необходимы при изучении литературы.  Еще раз хочу обратить внимание: сила литературы в ее эмоциональном воздействии, в способности вызвать сопереживание. Здесь важно не обратить воспитательную функцию в ее противоположность.  

Необходимо помнить еще об одном. Пусть будет принят единый учебный план и единая концепция, пусть мы договоримся о едином учебнике, но это не заставит детей читать, любить книгу, искать смысл в анализируемых произведениях, а не информацию (как, к сожалению, происходит сейчас). Необходим комплекс государственных мероприятий, который поднимает статус литературного образования в России.  

Прежде всего, это возвращение литературы как устного предмета в список обязательных государственных испытаний. Сегодня только 10-15% учеников сдают литературу как устный предмет. Это значит, что большая часть детей относится к литературе как к необязательному предмету. Ученики перестают читать книги.

О том, что нужно возвратить письменное сочинение, сейчас говорят все. Дети не умеют выражать свои мысли, не научились писать связанные тексты, не могут написать какую-то официальную бумагу и др. Поэтому все забили тревогу. Русский язык забывается, произведения классической литературы и лучшие образцы современной художественной литературы не читаются.  Предмет "Литература" не должен быть подменен экзаменом с "широкой текстовой частью". Сочинение, проверяющее историко-литературные, культурно-исторические социально-культурные знания, эстетические представления, речевые компетенции, метапредметные, предметные и личностные результаты обучения и др. должно стать важной частью выпускных/вступительных испытаний выпускника.  

Необходимо увеличить количество часов на изучение литературы в школе, а также вернуть такой предмет, как внеклассное чтение.

Русская классическая литература - это сильнейший нравственный стержень, это сила, которая объединит нацию. Если нам удастся вернуть утерянный престиж литературы, то мы сможем восстановить ценностную целостность России.  

Поправки к закону о государственном языке РФ, запрещающие публичное использование нецензурной лексики на сцене и в кино, вступили в силу 1 июля 2014 года. Наталья Михайловна, а как вы относитесь к публичному исполнению произведений, содержащих нецензурную брань?  

Я отношусь к этому сугубо отрицательно. Если эти слова используются в текстах, то они распространяются потом и в жизни, засоряя язык. От этого нужно уходить. Эта лексика используется в определенных кругах. Мы же не хотим, чтобы все стали такими. Некоторые специалисты, конечно, могут не согласиться со мной, но я категорически против использования нецензурной лексики где бы то ни было. Кстати, в классических произведениях такие слова не употребляются. Их можно встретить в произведениях постмодернизма, но я знаю, что многие филологи читают соответствующие фрагменты "с трудом". Такие выражения тем более не должны звучать со сцен театров, в кино или на телевидении.  

Законопроект, предусматривающий штрафы за публичное использование иностранных слов при наличии русских аналогов, предлагался на рассмотрение депутатов Госдумы РФ, но был отклонен, так же как предложение о введении штрафов за использование иностранных слов во время публичного распространения информации. Как вы относитесь к данным законопроектам?  

Уверена, что без иностранной лексики мы обойтись не можем. Есть понятия, синонимов которым в русском языке нет. Процессы насыщения русской речи происходили в нашей стране в разные исторические периоды. Например, во времена Петра Великого эти процессы проводились очень активно. Был даже создан специальный словарь, содержащий список иностранных слов, которые обязательно должны были войти в русскую речь. Подобный процесс наблюдался и на рубеже XVIII-XIX веков. Сейчас мы видим то же самое. Конечно, в заимствовании иностранных слов необходима упорядоченность. Употребление заимствованных слов может регулировать словарь. Введение штрафов за использование иностранных слов во время публичного распространения информации я считаю излишней мерой. Думаю, что с этим согласится большинство филологов.  

Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о введении уголовной ответственности за насмешки и оскорбления педагогов в школе. Применение насилия в отношении педработника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти. По-вашему, необходимы ли такие меры в школах и вузах?  

Контингент студентов в нашем вузе сохраняется очень хороший. Среди них – много детей учителей. Большая часть из них нацелена на продолжение этой профессии. Однако, я знакома со случаями оскорбления и даже насилия над педагогами. Конечно, в вузах такие ситуации возникают намного реже, чем в школах, колледжах и техникумах. Должен быть закон, регулирующий отношения между педагогом, учениками и их родителями. В школах иногда складываются просто ужасающие ситуации, поэтому такая мера, как исключение учащегося, на данный период времени будет оправдана. Статус учителя должен вызывать уважение в обществе. Уважение к профессии учителя должно воспитываться и в семье. Все-таки учитель - это наставник, это человек, на которого нужно равняться. Думаю, что учителя в целом согласятся с принятием такого законопроекта.  

(Сергей Клемес)

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
18 апреля